Когда денег нет и дать высокую зарплату не по силам, чем заманить людей, чтобы они захотели работать у вас (обычного ИП или безымянного ООО), а не в большой и стабильной корпорации? Как удержать, когда не можешь позволить себе соцпакет, подарки и привилегии для сотрудников? Публикуем идеи бюджетных «крючков» и «плюшек», которыми поделился сооснователь сервиса доставки еды «Много лосося» — в десятом выпуске подкаста «Делай бизнес!»
Герой нового выпуска подкаста «Делай бизнес!» — 39-летний Александр Мутовин, сооснователь сервиса доставки еды «Много лосося» (оборот в 2024 году 10 млрд рублей).
В 2018 году, после после успешной корпоративной карьеры в «Росатоме» и «Норникеле», Александр спустился в «подвал», чтобы делать бизнес. Вместе с другом Яковом Менделеевым открыл первую точку у метро. Выбрали формат темных кухонь (ресторанов без обслуживания, работающих только на доставку). Три года спустя стартап выкупил Х5 Group, но Александр и Яков продолжают руководить компанией.
Как собрать команду, с которой бизнес будет расти? Как убедить людей пойти за «твоей мечтой»?
Ищите «своих» по знакомым
«Вначале мы делали стартап нашими руками и руками жен — все были вовлечены. Первую точку отмывали сами: купили перчатки, щетки, засучили рукава.
У нас была гонка за выручку, ее нужно было наращивать. Времени не было: поэтому самым быстрым и качественным было искать через знакомых. К примеру, наш директор по закупкам — мой товарищ, учились с ним в параллельных классах в Красноярске (до сих пор работает у нас).
Самых первых людей в команде мы привлекли по знакомствам и рекомендациям. Это позволяло нам быстрее бежать <…> [Перебирать кандидатов], тестировать на испытательном сроке, тратить время — это очень долго и больно».
Зовите на мечту
«Мы предлагали историю большого роста. У нас была мечта: мы хотели сделать классный сервис. Доставка тогда росла невероятно, Москва менялась. Мы показывали [кандидатам на собеседовании] цифры: «Смотри, мы растем, мы не собираемся останавливаться на одной-двух точках». И людям это очень нравилось, мы привлекали их на историю роста. В этот момент хочется быть частью этого, ты понимаешь: «Ага, бизнес растет, значит, ты тоже вырастешь вместе с ним».
Так и произошло. Мы не давали много денег на старте. Зато ребята [пришедшие на старте], сейчас наши «топовые офицеры». У них есть штат и свои большие команды».
Объявление на заборе
«— Давай представим, что ты собираешь свою первую команду по объявлению на заборе. Дай мне очень цепляющий текст: как бы ты написал, чтобы к тебе захотели прийти?
— Тут точно не будешь писать про деньги и [высокую] зарплату — очевидно, что ты не можешь это дать. Мне кажется, людей надо звать на мечту. К примеру, ты говоришь: «Я хочу сделать лучшее кафе в нашем районе». Ты создаешь УТП для людей, которых пытаешься привлечь: должно быть что-то продающее в твоих словах.
Ты привлекаешь «в воронку», а дальше все во многом зависит от тебя. Насколько ты сам харизматичен, насколько людям захочется с тобой работать, насколько ты сам у них вызовешь доверие и комфорт. Люди, в том числе, идут на человека, который их зовет, они должны ему поверить.
Быть фаундером, за которым хочется идти
«На первых этапах бизнеса важно присутствие: первые годы мы с Яшей практически не отдыхали, очень много работали. Важно показать, что ты можешь засучить рукава, все наши ребята знали, что мы прошли этот путь с самого начала. То есть не так, что мы что-то поделали, потом сразу засели в офисе и больше [на производстве] не появлялись.
Однажды мы с грузчиками доставляли холодильник [в один из ресторанов], и тут звонок с другой точки: «Прорвало канализацию». Что делать? Берешь и едешь <…> мы вместе все убирали, пытались спасти ситуацию.
И такие истории остаются. Люди знают, что ты можешь засучить рукава: ты не небожитель, не белоручка. Мы до сих пор спускаемся в «трюм», как мы это называем: когда мы с Яшей и команда [топ-менеджеров] должны провести день на точках для того, чтобы поработать с поварами, с курьерами, с админами, чтобы лучше понимать чем мы управляем, с какими реальными проблемами сталкиваемся — чтобы не отрываться от земли».
Друг, но босс
— Ты создаешь дружелюбную атмосферу — это не считывается командой как слабость?
Я с поварами пытался что-то такое делать, они считывали это как слабость. То есть им казалось, что начальник заискивает перед ними, значит надо «нагнуть» его на зарплату. С линейным персоналом так не работает. Это не значит, что с ними надо «жесткач» устраивать, но им гораздо понятнее иерархия. Когда они чувствуют, что это начальник, что он может принять достаточно жесткое, непопулярное решение.
А с персоналом повыше как раз нужно сохранять баланс требовательности. То есть ты общаешься, ты шутишь, но когда говоришь про работу — шутки уходят прочь, и говоришь конкретно про рабочие моменты. Не надо все время пытаться заискивать или дружить — точно должно оставаться место «для святого духа», для определенной дистанции».
Создавать вайбы
«Юмор на работе — это лакмусовая бумажка состояния коллектива. В пятницу вечером можем попить немножко винишка в офисе и пообщаться, частенько играем в настолки и квиз. Собираемся вокруг большого телека на квиз-онлайн, когда подключается куча других команд по всей России.
Мы делаем много вечеринок. Пространство позволяет: офис на территории бывшего завода — можно шуметь. У нас прямо в офисе курят кальян, можно заказать себе в переговорку. Такого практически нигде нет, и мне кажется для многих, кто работает в «Много лосося», это останется в памяти навсегда.
Такая доверительная культура: хочется покурить — ну покури. Это взламывает шаблонное отношение к работе. При этом не превращается в какую-то вакханалию, когда люди постоянно пьют, курят и ничего не делают. Вот это вообще не так, у нас реально работы много.
Мы скорее Google немножко вдохновились: офис как пространство, в котором хочется проводить время. У нас есть спальные места, где можно поспать, если ты устал. Я сам туда захожу: 15 минут поспишь, и со свежей головой идешь дальше работать».
Бюджетные «корпоративы»
«Я ставил команду на гвозди (такие дощечки для йогов). Мы делали разные практики на доверие: падали с высоты на руки <…> У моего брата тоже своя компания, они тоже <…> делают необычные опыты. Например, ходили по углям голыми ногами. Я понимаю, что звучит странно, но такие вещи остаются [в памяти].
Недавно ездили с командой в Сочи. <…> Все должны были заранее прислать детские фотографии себя 10-летних и подписать, где они родились и о чем мечтали. И нужно было по фоткам и описанию понять кто это <...> Так про кого-то узнаешь: «А, он из Сургута, а этот из Грузии, а этот мечтал быть футболистом».
Однажды из подручных материалов (помощница закупила туалетную бумагу и скотч) нужно было построить максимально высокую башню. Люди разбились на группы. Очень простое упражнение, но просыпается что-то детское, азарт. И все реально строят башни [высоченные], до потолка.
Еще нужно было написать про себя три необычных факта. Дальше по этим фактам «найти» человека. То есть прям нужно было ходить и друг друга спрашивать: «Слушай, это у тебя был секс втроем?» Помню был и такой факт: кто-то засунул себе пакет в нос и вытащил через рот. Умеют и такое делать! Люди раскрываются с необычной стороны, и это тоже помогает потом между собой общаться».