05 September 2024

«Устали от городских джунглей»: зачем бизнес открывает коворкинги на природе

«Устали от городских джунглей»: зачем бизнес открывает коворкинги на природе

В этом году «Яндекс» открыл коворкинг на горнолыжном курорте «Роза Хутор» в Сочи, а «Совкомбанк» — на Алтае. Двумя годами ранее рабочее пространство на природе запустил Альфа-банк — тоже в горах Краснодарского края. Что из себя представляет загородный коворкинг, сколько стоит его создать и зачем он нужен бизнесу?

Утром йога на берегу Катуни, днем работа из коворкинга в горах, а вечером плавание в бассейне под открытым небом — так выглядит рабочий день сотрудников некоторых российских компаний, которые развивают коворкинги на природе. По словам работодателей, загородные пространства повышают лояльность сотрудников, что становится стратегической задачей бизнеса на фоне растущего дефицита кадров. Это подтверждают опрошенные Forbes эксперты. Впрочем, они не спешат называть коворкинги на природе новым трендом на рынке труда — прежде всего из-за их высокой стоимости строительства и обслуживания. 

Постоянно удивлять 

В марте 2024 года на спортивно-музыкальном фестивале New Star Camp на «Роза Хуторе» 10 дней работал коворкинг «Яндекса». В отеле Riders Lodge организовали 22 рабочих места, а также звукоизоляционные кабины для онлайн-встреч и зоны для отдыха. «Нам показалось, что будет здорово открывать удобные локации для удаленной работы там, где тусуются айтишники», — рассказывают в пресс-службе компании. Бесплатный коворкинг могли посетить все желающие. Для них проводились карьерные консультации и паблик-токи. В формате random coffee (знакомства со случайными людьми за кофе) гости могли ближе познакомиться с сотрудниками компании, поболтать о внутренней кухне холдинга, задать вопросы о карьере и жизни, добавили в пресс-службе. За 10 дней в пространстве побывали свыше 1300 человек. 

Коворкинг на природе от «Яндекса» — не первый подобный проект в России. Сеть Steford открыла первую точку в Красной Поляне в разгар пандемии коронавируса в 2020 году. Она включала пространство с рабочими местами, номерной фонд и досуговую инфраструктуру. «Мы тогда поняли, что текущие подходы к работе больше не отвечают вызовам времени. Кадровый дефицит, выгорание, удаленная работа — все это требовало новых решений», — рассуждает сооснователь компании Марк Креймер. 

 

Коворкинг Steford в поселке Красная Поляна (Фото DR)

Первыми посетителями стали друзья и знакомые команды — айтишники и предприниматели, переехавшие в Красную Поляну на время локдауна. Со временем сеть открыла еще два коворкинга в регионе и переориентировалась на В2В-сегмент — стала сдавать пространства бизнесу. В разное время его арендовали Wildberries, Avito, Qiwi и др. А с 2022 года два коворкинга на постоянной основе снимает «Совкомбанк». 

Компания решилась на это из-за дефицита рабочей силы, рассказывает HR-директор банка Надия Имаметдинова: «Сейчас сотрудников необходимо постоянно удивлять и мотивировать». Сумму контракта стороны не раскрыли. Но стоимость одной недели (минимальный срок, на который можно снять пространство) варьируется от 30 000 до 80 000 рублей на человека, в зависимости от выбранного пакета. В базовый пакет входят проживание, доступ к коворкингу и услуги вожатых — кураторов, которые проводят занятия и командные сессии для приезжающих. 

Два коворкинга в Краснодарском крае развивает Альфа-банк. Один из них открылся в декабре 2021-го в селе Эстосадок, в 3 км от Красной Поляны. Решение приняли по итогам опроса сотрудников, которые просили открыть рабочее пространство в Сочи, рассказывает HR-директор Марат Исмагулов. «Пандемия и удаленная работа изменили подходы к организации рабочего времени и пространства. Мы хотим обеспечить сотрудникам максимально комфортные условия труда и поэтому предоставляем им пространство для работы вне стандартного офиса», — добавляет он. 

Коворкинг — бесплатный, круглогодичный и dog-friendly (так называют места, куда пускают с домашними питомцами). Работники добираются до него за свой счет, но могут бесплатно воспользоваться услугами инструктора по горным лыжам и сноуборду, рассказывает Исмагулов. За зимний сезон, который длится с декабря по май, коворкинг, по собственным данным, посещают около 1500 человек. Второе пространство банка работает в центре Сочи и только в летний сезон. Посетителям доступны также бесплатные экскурсии, катание на сапах, йога на пляже, гонки на яхтах и другие активности. 

Коворкинг «Яндекс» на курорте «Роза Хутор» (Фото DR)

Позитивный прогноз

За два года площадки «Совкомбанка» в Красной Поляне посетило несколько тысяч человек. Высокий спрос побудил банк в июне 2024 года открыть собственный коворкинг на Алтае. «Коворкинг в южных краях уже есть, нам хотелось чего-то нордического, абсолютно другого», — поясняет Имаметдинова. Запуск занял восемь месяцев — местный отель «Чепош парк» возвел на своей территории для компании 25 двухместных домиков, рабочее пространство, банный комплекс и бассейн. Там уже побывали 400 человек, но в течение года число вырастет до 2400, прогнозируют в банке, — каждую неделю туда приезжает по 50 сотрудников из разных городов. Работодатель оплачивает им перелет, проживание и питание, а также организует экскурсии, сплавы по реке Катунь, йогу и другие активности.

 

Расходы в компании не раскрыли. Рост спроса на проекты, объединяющие работу, обучение и досуг, видят и в Steford. Поэтому сеть планирует открыть еще семь подобных пространств — на Алтае, в Калининградской области и других курортных зонах России.

«Совкомбанк» не раскрывает затраты на запуск коворкинга на природе. В случае Steford они варьируются и могут составить 15 млн рублей, если компания снимает готовое помещение, которое не требует капитального ремонта, рассказывает Креймер. Этой суммы достаточно, чтобы покрыть расходы на дизайн и оснащение пространства, в том числе проведение Wi-Fi, покупку мебели и проектора. Дополнительной техники не требуется, так как гости приезжают с личными ноутбуками, уточняет предприниматель. Время на реализацию такого проекта составляет от трех до шести месяцев. 

Создание коворкинга с лекторием и отелем на 120 номеров с нуля может обойтись в 1 млрд рублей, рассказали в сети. А процесс растянуться на три года (столько занимают в том числе проектирование и получение разрешения на строительство). Организация одноэтажного коворкинга-лектория без номерного фонда площадью 300 кв. м стоит дешевле — 45 млн рублей. Часть затрат можно покрыть за счет программ государственной поддержки, уточнили в Steford. Средний срок окупаемости коворкинга по арендной модели составляет три года, при капитальном строительстве — восемь лет без учета капитализации, говорит Креймер.

Запустить загородный коворкинг можно и с более скромным бюджетом, отмечают собеседники Forbes. Сеть «Ключ» оценивает расходы в 200 000 рублей на квадратный метр. «Это средний приличный сегмент, без вопиющего люкса», — уточняет представитель компании. А Максим Пинигин, сооснователь парусной школы «Силы ветра», которая развивает глэмпинг в Московской области, — в 5 млн рублей. «За эти деньги можно открыть маленький круглогодичный или большой летний коворкинг», — добавляет он. 

Сбежать от стресса

Компании, опрошенные Forbes, называют коворкинги на природе в первую очередь вложением в лояльность и продуктивность текущих специалистов. Так, по данным «Совкомбанка», более трети сотрудников, посетивших пространства в Красной Поляне и на Алтае, перевыполнили рабочие задачи на неделю вперед. 97% руководителей банка отмечают рост производительности и вовлеченности сотрудников после посещения коворкинга. 

 

Подобные проекты также работают на узнаваемость HR-бренда, повышая привлекательность работодателя для соискателей, считает директор Ventra HR Services, HR-направления холдинга Ventra Юрий Ефросинин. Директор по персоналу и организационному развитию «Работа.ру» Юлия Санина соглашается, отмечая, что в последние пару лет социальный пакет для потенциального кандидата порой важнее зарплаты.

Партнер агентства элитной недвижимости NF Group Мария Зимина также называет организацию загородных коворкингов способом привлечь и удержать сотрудников в условиях нехватки кадров. Дефицит специалистов на фоне демографической ямы 1990-х, высокой смертности во время пандемии и частичной мобилизации — одна из основных проблем на российском рынке труда. 

Собеседники Forbes, однако, не спешат называть коворкинги на природе новым трендом. «Это лишь инициатива отдельных компаний», — утверждает эксперт «Актион кадры и HR» Данил Мяло. По его мнению, такие проекты не станут массовыми из-за высокой стоимости. С этим соглашается административный директор hh.ru Павел Макаров, отмечая, что запустить пространства за городом под силу только крупным компаниям вроде «Сбера», «Яндекса» и VK. Пинигин из «Силы ветра», впрочем, настроен более оптимистично. По его словам, их число будет только расти, так как «люди устали от городских джунглей, от офисов, переполненных людьми, и от стресса в этих офисах».