01 October 2025

«Предпринимателя уже мало чем можно удивить»: малый бизнес — о налоговых изменениях

«Предпринимателя уже мало чем можно удивить»: малый бизнес — о налоговых изменениях

Минфин предложил снизить с 60 млн до 10 млн рублей порог доходов для бизнеса на упрощенке. Потеря прибыли, рост цен на товары, дополнительные расходы на бухгалтерию, уход в тень или даже закрытие — изменения, которых ожидают опрошенные Forbes предприниматели, если поправки примут

Министерство финансов предложило ряд поправок в Налоговый кодекс: повысить ставку налога на добавленную стоимость (НДС) с 20 до 22%, а также снизить порог доходов налогоплательщиков, работающих на упрощенной системе налогообложения (УСН) и обязанных платить НДС, с 60 млн рублей до 10 млн рублей в год. Сейчас НДС компаний на УСН зависит от выручки: для бизнеса с доходами от 60 млн до 250 млн рублей в год ставка составляет 5%, а от 250 млн до 450 млн рублей в год — 7%. Если поправки примут, они начнут действовать с 1 января 2026 года.

Налоговые изменения направлены, в первую очередь, на финансирование обороны и безопасности, отметило ведомство. Снижение порога выручки, с которого необходимо платить НДС, должно помочь эффективнее бороться со схемами дробления бизнеса и обеспечить растущим компаниям «плавный переход к общим условиям налогообложения», считают в Минфине. 

В июле 2025 года замглавы Минфина Алексей Сазанов говорил, что вопрос о снижении порога для уплаты НДС на УСН ведомство рассмотрит не раньше 2028 года, поэтому новые правила для многих стали неожиданностью.

 

Forbes поговорил с экспертами и предпринимателями и выяснил, как повышение налогов повлияет на малый бизнес.

Новая бухгалтерия

По данным Rusprofile, в России более 500 000 коммерческих организаций и ИП с выручкой от 10 млн до 60 млн рублей в год. Из них УСН применяют около 85%, оценивает управляющий партнер юридической фирмы «Зарцын и партнеры» Людмила Харитонова. По ее словам, изменения в налоговом законодательстве ударят по самой незащищенной аудитории — начинающему бизнесу, который постепенно наращивает выручку. «На этом этапе даже небольшое повышение налогов может сыграть существенную роль, так как эти средства могли быть направлены на масштабирование, формирование резерва, наем персонала», — поясняет юрист.

 

Хотя окончательные параметры изменений пока не утверждены, даже минимальная 5%-ная ставка по НДС приведет к серьезному увеличению налоговой нагрузки, говорит эксперт сервиса онлайн-отчетности «Контур.Экстерн» Михаил Пархоменко. По его подсчетам, для тех, кто применяет УСН и платит 6% с доходов, она вырастет на 83%.

Кроме этого, усложнится бухгалтерский учет, отмечает лидер сервиса «Онлайн-бухгалтерия» банка «Точка» Даниил Смирнов: предприниматели будут обязаны подключить электронный документооборот и ежеквартально сдавать декларации (те, кто применяет УСН и не платит НДС, делают это раз в год). Как следствие, вырастет спрос на решения по автоматизации учета НДС. Они, в отличие от сервисов для работы с УСН, развиты слабее и в дефиците, утверждает Смирнов.

Поэтому для ежеквартальной отчетности потребуется бухгалтер, внешний или в штате, говорит Пархоменко. Как показывает практика, предпринимателям на УСН сложно самостоятельно заполнять декларацию по НДС, даже если они это уже делали, и отражать операции корректно, замечают в «Контур.Экстерн». Новая бухгалтерия станет дороже и будет существенным расходом для бизнеса, добавляет Харитонова.

Падающая прибыль и растущие цены

Поправки еще не приняты, однако опрошенные Forbes предприниматели настроены пессимистично, так как изменения отразятся на доходах бизнеса. Так, основательница сервиса заботы о питомцах Vox Мария Малвинская говорит, что может потерять более 60% возможной прибыли. По ее словам, затраты проекта на бухгалтерию и административные функции увеличатся вдвое: сейчас они составляют около 480 000 рублей в год, а после введения новых правил вырастут до 960 000 рублей в год. Для начинающего проекта это ощутимая сумма, которая могла бы пойти на развитие, считает Малвинская.

Основатель контент-агентства PostPost Петр Губанов ожидает снижения рентабельности примерно вдвое — с 20 до 10–12%. По его словам, в креативной индустрии этот показатель в целом невысокий: у небольших дизайн-студий и продакшенов он равен 15–20%, а в агентствах, которые занимаются медиаразмещением, еще ниже — 5–10%. 

Основатель бани Cave Олег Толстой возможные потери бизнеса еще не считал, но увеличенный НДС, скорее всего, съест часть прибыли, говорит предприниматель. Сейчас рентабельность его проекта составляет 20%. 

Рост налоговой нагрузки также заставит пересмотреть цены на товары и услуги. Насколько они могут измениться, опрошенные предприниматели затрудняются сказать, поскольку закон еще не принят. «Конечно, не хотелось бы увеличивать цены, но, видимо, придется, раз повышается НДС. Постараемся делать это как-то адекватно, потому что клиентам и так сложно из-за роста инфляции», — рассуждает основательница креативного продакшена полного цикла Art — Borderless Варвара Омельченко. 

Условия сервиса умной аренды квартир Rentifly будут зависеть от новой ставки, говорит основатель компании Евгений Клабуков. По его словам, цены в любом случае вырастут, так как мало кто может позволить себе не поднять их после новых налогов. НДС в районе 6−7% его бизнес переживет, полагает он.

 

Компании, работающие на B2B-рынке, изменения затронут в меньшей степени. Гендиректор разработчика ИИ-решений Metamentor Матвей Пак ожидает, что рост налоговой нагрузки вряд ли сильно повлияет на его стартап. В B2B-продажах НДС остается на стороне заказчиков, которые могут воспользоваться правом на вычет — отнять «входящий» НДС (заложенный в стоимость приобретаемых заказчиком услуг) из суммы «исходящего» (заложенного в стоимость реализуемых товаров или услуг). Стоимость работ Metamentor будет, как и раньше, зависеть от технологичности и сложности услуг, говорит Пак.

Технологический застой

С введением НДС малый бизнес будет пересматривать стратегию развития, считают предприниматели. Маркетинговое агентство «Бунт» сфокусируется на работе с крупными клиентами, говорит гендиректор компании Наиля Асланова. «Мы понимаем, что для малого и среднего бизнеса наши цены в следующем году будут менее посильными», — признает она.

Часть компаний уйдут в тень или закроются, не выдержав возросшей налоговой нагрузки, считает Малвинская, а быстрорастущие стартапы будут искать юрисдикции с более благоприятными условиями. «Это риск нового технологического застоя в стране, когда инновационные проекты не смогут нормально развиваться внутри России», — заключает предпринимательница. Толстой отмечает, что Cave придется надолго «поставить крест на планах развития и расширения», если в законе не будет послаблений для сферы услуг. 

Омельченко настроена более оптимистично. В 2024 году прибыль Art — Borderless составила 1,5 млн рублей (при выручке 26,1 млн рублей). По прогнозу предпринимательницы, в этом и следующем году показатель вырастет. Для этого Омельченко будет вкладываться в маркетинг и обучение команды, чтобы привлечь новых клиентов. «Меня как предпринимателя сегодня уже мало чем можно удивить. Мы с 2021 года уже через что только не прошли, и я не намерена сдаваться перед повышением НДС», — заключает она.