29 September 2025

Как Алексей Сибирский набрал 1 млн подписчиков и зарабатывает на своих экоинициативах

Как Алексей Сибирский набрал 1 млн подписчиков и зарабатывает на своих экоинициативах

Алексей Сибирский завел блог в Instagram (принадлежит Meta, признанной в России экстремистской и запрещенной) в 2020 году, когда застрял с семьей на Пхукете из-за пандемии. С тех пор он набрал 1,3 млн подписчиков, рассказывая об экологических проблемах и показывая личным примером, как их можно решать. С начала этого года проекты блогера собрали 25 млн рублей на посадку деревьев и очистку рек

В декабре 2024 года Алексей Сибирский прилетел в Анапу, чтобы вместе с другими волонтерами ликвидировать последствия экологической катастрофы. Накануне после крушения двух танкеров в Черное море вылилось 3700 т мазута. Пленка из него покрыла поверхность воды. Течение вынесло нефтяную жижу на пляжи Анапы. Морским птицам мазут попадал на перья, они теряли терморегуляцию и начинали замерзать, а в попытках очистить оперение заглатывали нефтяную смесь.

Блогер задержался в городе на полтора месяца. За это время он направил около 15 млн рублей на поддержку местного реабилитационного центра для птиц, оплату питания и проживания волонтеров, а также зарплаты нескольких десятков орнитологов и другие нужды. В своем блоге в Instagram Сибирский рассказывал о катастрофе от первого лица. К концу декабря число его подписчиков перевалило за 1 млн.

Теперь он всерьез хочет стать крупнейшим блогером в мире и построить группу компаний, которые предоставляют безвредную альтернативу всему, от бытовой химии до источников энергии. Forbes рассказывает, как Алексей Сибирский, перепробовав себя в разных сферах, создал экоблог с 1,3 млн подписчиков и зарабатывает на посадке деревьев и очистке рек.

 

Переезды с ранних лет

Алексею Сибирскому (настоящая фамилия — Кожевых) 30 лет. Он родился в Бийске в Алтайском крае. Его отец работает строителем, мать — бухгалтером. Родители часто переезжали, пытаясь выбраться из маленького города, но не все складывалось. «Это сделало меня кочевником», — рефлексирует блогер. Когда он перешел в третий класс, семья наконец закрепилась в Красноярске.

С раннего возраста Сибирский хотел зарабатывать: денег у родителей было немного, и он старался их не тратить. В седьмом классе мальчик, например, покупал на рынке китайские часы и кроссовки и перепродавал друзьям во «ВКонтакте». Первые заработанные деньги он потратил на чипсы Pringles и напиток Powerade. «Я чувствовал себя миллиардером в тот момент», — смеется Сибирский.

После школы он поступил на психолога в Сибирский государственный технологический университет — чтобы лучше понимать людей. Окончив первый курс, блогер перевелся в Петербургский государственный университет путей сообщения. Тогда ему захотелось в большой город: Москва своими размерами пугала, а вот Санкт-Петербург казался уютным. Там Сибирский открыл детскую спортивную секцию (в Красноярске он играл за краевую сборную по баскетболу) и привлекал в нее учеников с помощью таргетированной рекламы и сообществ во «ВКонтакте». Спустя год он закрыл спортшколу, так как она приносила мало денег.

Весной 2018 года Сибирский приехал к другу в Геленджик и встретил там будущую жену. Он перебрался к ней в Краснодар и стал искать стабильный заработок, так как «дело шло к семье». 

В тот период Сибирский часто натыкался на видео о работе в Китае, в которых обещали хорошие зарплаты. В одной из групп во «ВКонтакте» Сибирский нашел место главного тренера по баскетболу в крупном спорткомплексе в китайском городе Хэфэй. В начале 2019 года он с женой туда переехал.

 

Тренер, саксофонист, модель и блогер

Через несколько месяцев в спорткомплексе сменился начальник, и Сибирскому уменьшили зарплату. Чтобы это компенсировать, он подрабатывал саксофонистом в ресторанах (в Красноярске блогер окончил музыкальную школу), моделью для рекламных роликов, а также помогал русскоязычным иностранцам находить работу в Китае.

Алексей Сибирский (Фото DR)

В феврале 2020 года Сибирский с женой и сыном полетел на Пхукет, чтобы переждать пандемию. Но «ковид затянулся», и к апрелю сбережения семьи были на исходе. Тогда Сибирский решил завести экологический блог в Instagram и зарабатывать на нем, помогая планете. 

По его словам, родители еще в детстве своим примером приучили его убирать мусор не только за собой, но и за другими, например на пикниках, и заботиться о животных. «Я всегда понимал, что [в мире] есть проблемы с экологией и вымиранием животных. Если я могу что-то с этим сделать, почему бы не заняться этим», — говорит он.

Тем не менее начать вести блог было страшно. Жена на идею отреагировала сдержанно. «Сказала, что сейчас не время этим заниматься, что нужно кормить семью. А даже если получится, кому я буду продавать рекламу?» — вспоминает Сибирский.

Он начал ездить в шесть утра на очистку местных пляжей и снимал там видео для блога. В июне 2020 года Сибирский опубликовал первый пост и пригласил всех желающих на уборку. На нее пришел один человек. Зато во второй раз — уже 40. Это были русскоязычные подписчики Сибирского, живущие на Пхукете. Такие уборки он проводил раз в месяц, а сам старался очищать пляжи через день.

 

Вскоре Сибирский стал проводить уборки пляжей ближайших островов. Организация одной обходилась примерно в 12 000 рублей. Они шли на аренду лодок и покупку мусорных мешков. Уборки обеспечивали реклама в блоге (в конце 2020 года появился первый рекламодатель — сеть магазинов «Чистая планета») и донаты через платформу Patreon. При этом Сибирский продолжал подрабатывать саксофонистом и тренером.

Из-за продолжавшейся пандемии на уборки собиралось все меньше людей — по 20–30 добровольцев. Тогда блогер начал нанимать местных жителей и платил им по 300 тайских батов (700–800 рублей).

50 000 подписчиков от Скриптонита

Первую 1000 подписчиков Сибирский набрал за месяц, а через год, к лету 2021-го, их было уже 55 000 человек. 

По его словам, за пять лет ведения блога он ни разу не покупал рекламу — проект рос органически. Поначалу он выкладывал фотографии и таймлапсы уборок. Новые темы для контента подсказывали подписчики, которые спрашивали, как сортировать мусор, куда его сдавать, делились проблемами в своих городах. «Я втягивался в экологическую повестку, больше узнавал и делился знаниями», — рассказывает Сибирский.

 

В июле 2021-го блогер выложил пост о лесных пожарах в Якутии — в том году они были одними из крупнейших в мире. Рэпер Скриптонит репостнул публикацию, и на Сибирского подписались около 30 000 человек. К сентябрю у его страницы было более 110 000 подписчиков. В декабре 2021-го Скриптонит вновь репостнул Сибирского — на этот раз публикацию о вымирании амурских тигров и призыв подписать петицию за запрет вырубки деревьев в местах их обитания. Поддержка артиста принесла блогеру еще 20 000 подписчиков.

Сеть магазинов «Чистая планета» была первым регулярным рекламодателем блога Сибирского. В месяц компания платила за контент о ней 20 000 рублей. Потом с блогером начал сотрудничать сервис домашних видеотренировок FitStars. Помимо этого Сибирский рекламировал в сторис других блогеров. «Мы [с семьей] выживали в тот момент», — признается экоактивист. Несмотря на все трудности, у него была, как он говорит, «неадекватная вера в себя». К концу года Сибирский перестал подрабатывать тренером и саксофонистом и сосредоточился на развитии своих соцсетей.

На помощь лесам

В конце 2021 года блогер оплатил посадку нескольких деревьев в Московской области, но ему не понравился сервис — не было отчетов о проделанной работе, а поддержка отвечала слишком медленно. Сибирский решил запустить проект, в котором таких проблем не будет. К тому же он хотел восстанавливать пострадавшие от пожаров и незаконных вырубок леса. «Моей идеей было сажать деревья там, где мы, человечество, навредили природе», — объясняет он. 

Сибирский создал сайт на Tilda и добавил туда ссылку на сбор. Проект он назвал ForPlanet. Собранные деньги пошли на посадки деревьев в Иркутской области и Бурятии, в которых участвовали волонтеры из числа его подписчиков. Сумму блогер не помнит. Весной 2022 года он с женой, сыном и недавно родившейся дочерью вернулся в Санкт-Петербург, поэтому смог прилететь на посадки.

 

Один из подписчиков Сибирского, иркутский депутат Георгий Арапов от партии «Новые люди», предложил ему работу в своей команде. Блогер отказался, но попросил помочь организовать посадку деревьев в регионе. Депутат договорился с лесничеством, чтобы Сибирскому выделили территорию. Вместе с блогером деревья сажали волонтеры из числа его подписчиков и приглашенные партией местные жители. Всего было 50 человек. За четыре часа они посадили около 4000 саженцев. 

Спустя неделю посадка прошла в Улан-Удэ. Там с лесничеством договорились через подписчиков. За день получилось посадить 10 000 сосен, в том числе силами местных общественных организаций. 

После этого Сибирский открыл ИП, чтобы вести этот проект как бизнес. Экономику ForPlanet он не раскрывает.

В Санкт-Петербурге у его дочери обострились хронические кожные заболевания, и осенью семья переехала в Алма-Ату, где более благоприятный климат. Подписчик из Казахстана тогда рассказал Сибирскому о весенних пожарах в Абайской области и попросил посадить там деревья. Помощница в Алма-Ате, которая монтировала блогеру рилсы для Instagram, смогла договориться с местным лесничеством, а другой подписчик поделился контактами хозяйства в Восточно-Казахстанской области. Так Сибирский провел посадку саженцев в обоих регионах.

 

Алексей Сибирский (Фото DR)

С тех пор, как запустился проект, блогер посадил, как он утверждает, около 400 000 деревьев в России и Казахстане. Работы проходят весной и осенью, Сибирский старается на них присутствовать. В остальное время сервис принимает деньги. От объема собранных средств зависит количество посаженных деревьев. За три года стоимость посадки одного саженца выросла со 150 до 199 рублей. На полученные деньги Сибирский также арендует трактор с плугом, оплачивает дорогу и питание волонтерам, покупает лопаты и инвентарь для обустройства лагерей при посадке. 

Работу принимает лесничество. Через полгода оно оценивает, насколько хорошо саженцы прижились и нужно ли что-то досадить. Агроуход, как правило, проводится местным хозяйством. Сибирский, в свою очередь, следит за состоянием посаженных деревьев еще два-три года.

У проекта нет постоянной команды, она каждый раз формируется из подписчиков. На первый день добровольцев обычно хватает, на следующие Сибирский нанимает работников.

1000 грязных рек

В 2023 году блогер занялся очисткой рек. Впервые он задумался об этом еще во время уборок пляжей на Пхукете. Сибирский заметил, что почти весь мусор попадает в океан через реки, и понял, что гораздо эффективнее не вылавливать его, а перекрывать самые грязные притоки. Так он узнал о бонах — плавающих устройствах для локализации и сбора разливов нефти и других загрязняющих веществ на водных поверхностях. В Алма-Ате Сибирский самостоятельно построил бон из труб, канализационных заглушек и тросов, потратив на это около 15 000 рублей, и установил его на реке Баскарасу, недалеко от которой жил.

 

Через месяц блогер запустил сервис для очистки рек 1000 rivers. Минимальная подписка на него стоит 499 рублей. Название проекта указывает на цель Сибирского — очистить 1000 рек мира, на которые, по его данным, приходится 80% пластикового мусора.

В конце 2023 года блогер вернулся на Пхукет. «Все равно в Казахстане и России не самые грязные реки. В Азии заниматься этим более эффективно для спасения океана от мусора», — объясняет Сибирский. Он договорился с администрацией нескольких районов и установил заграждения на пяти реках в Таиланде. Каждую неделю Сибирский с нанятыми местными рабочими собирает накопившийся мусор. На оплату их труда в месяц уходит 20 000–30 000 тайских батов (50 000–80 000 рублей) — их покрывают подписки на 1000 rivers. 

Строительство одного из последних бонов стоило Сибирскому 150 000 рублей и заняло месяц. Он не покупает готовые устройства, так как обычно они используются для сбора нефтепродуктов, а не мусора.

60% подписчиков 1000 rivers из России. «Эти люди понимают, что у нас одна планета, что рыбы и другие морские существа, погибая в Таиланде, влияют на мировую экосистему. В России нет какой-то отдельной природы», — отмечает Сибирский. В его планах — установка бонов в других странах Юго-Восточной Азии. На очереди — самые грязные реки Малайзии. 

 

Бизнес, а не НКО

В 2024-м сумма собранных средств для экопроектов Сибирского, по его словам, выросла год к году более чем в три раза, до 21,3 млн рублей. Блогер объясняет скачок ростом своей популярности. В этом году (с января по сентябрь) ForPlanet и 1000 rivers получили 25 млн рублей. 95% этой суммы приносит первый проект. Примерно 20% от собранных денег Сибирский забирает себе в качестве зарплаты. «Я не готов жить под кустом или в картонной коробке, занимаясь экологией. Я хочу достойно зарабатывать и делать еще более масштабные вещи», — признается Сибирский. 

Делясь показателями ForPlanet и 1000 rivers, он использует обозначения «выручка» и «прибыль», а сами проекты позиционирует как коммерческие. «В одном месяце это [прибыль] 20%, в другом — 0, а в третьем — большой минус. Главное, что в сумме [за год] плюс, и я об этом открыто говорю», — добавляет блогер.

Количество пользователей двух своих сервисов он оценивает в 1000. «Столько человек оформили и имеют актуальную подписку на посадку хотя бы одного дерева или очистку реки в месяц», — уточняет блогер. По мере роста аудитории он рассчитывает, что B2B-клиентов станет больше. Компании-спонсоры, например, смогут размещать свои логотипы на бонах. Пока доля таких клиентов составляет 5%.

Управляющий партнер производителя и оператора фандоматов и оборудования для сбора вторсырья Ecoplatform Иван Гусаков считает, что проекты Сибирского содержат элементы устойчивой бизнес-модели — например, понятный потребителю краудфандинг. «В дальнейшем подобная деятельность может масштабироваться через партнерства с корпоративными клиентами, особенно в рамках программ по компенсации углеродного следа», — рассуждает Гусаков.

 

По его мнению, проект по посадке деревьев может перерасти в программу лесовосстановления в сотрудничестве с государством, а сервис по очистке рек — стать частью региональных и федеральных программ управления отходами. Впрочем, Сибирскому это не интересно — он нацелен на развитие экобизнеса. «Государство само эффективно восстанавливает леса. Есть питомники, которые вложили огромные деньги в выращивание деревьев, лесничество их закупает и очень дешево для государства сажает. Я не вижу здесь места для себя», — объяснят блогер.

Деятельность Сибирского непрозрачна для общественности, так как он определяет ее как бизнес, говорит руководитель международного экологического проекта «Чистые игры» Дмитрий Иоффе. «Если бы у Алексея была некоммерческая организация и он вывешивал на ее сайте ежегодные отчеты, отчитывался бы в Минюст, подавал и выигрывал бы заявки на гранты, то мы хоть что-то понимали бы. Но на его сайте честно написано: «международная коммерческая экологическая компания». Это не плохо, но насколько это хорошо, мне по предоставленным данным сказать сложно», — заключает Иоффе.

Экомаксимализм

Помимо сервисов по посадке деревьев и очистке рек, Сибирский зарабатывает на рекламе в соцсетях. До недавнего времени 40% его дохода приносил Instagram, еще 40% — ForPlanet, остальное — 1000 rivers и Telegram. Заработанные деньги он тратит на себя и экопроекты.

На сентябрь 2025 года на Instagram-страницу Сибирского подписано 1,3 млн человек. В числе его рекламодателей были крупные онлайн-школы Skillfactory и Skyeng. Интеграция в сторис блогера стоила от 150 000 до 200 000 рублей, в рилс — от 350 000 до 500 000 рублей. Реклама в первом формате выходила два-три раза в месяц, во втором — раз в три месяца. Суммарный месячный доход блогера до запрета рекламы в Instagram составлял около 1 млн рублей. Теперь он может снизиться до 400 000 рублей.

 

«Реклама мне всегда давалась с трудом. Отчасти я даже рад, что ее больше не будет», — признается Сибирский. Он планирует сконцентрироваться на своих проектах, в том числе на развитии иностранных Instagram-аккаунтов и монетизации в TikTok.

Алексей Сибирский (Фото DR)

Секрет популярности Сибирского Гусаков из Ecoplatform видит в его умении создавать сообщество и преподносить свою работу как вдохновляющую историю. «Лесовосстановительные акции проводятся многими компаниями и НКО десятилетиями, но популярными становятся те, кто умеет делать это публично, честно рассказывая о результате в увлекательном формате», — объясняет Гусаков.

По мнению Иоффе, в глазах широкой публики Сибирский занял место международных экологических организаций Greenpeace и Всемирный фонд природы (WWF). Обе организации внесены в перечень иностранных неправительственных организаций, деятельность которых признана нежелательной на территории России. В марте 2023-го Минюст также признал WWF России иностранным агентом. «Людям хотелось найти кого-то, кому можно доверять в вопросах экологии», — поясняет руководитель «Чистых игр». 

При этом блогер выбирает «только острые и обсуждаемые обществом темы», подчеркивает руководитель направления по устойчивому развитию производителя бытовой химии GRASS и экоблогер Андрей Скрыпник. В качестве примера он приводит набравший почти 5000 комментариев рилс Сибирского о том, как посетители зоопарка бросают в пасть бегемота мусор.

 

Пока в команде блогера один человек — его друг из Красноярска. Но Сибирский, судя по всему, продолжает верить в себя — он хочет создать организацию, которая будет «гораздо больше Greenpeace и WWF по эффективности и масштабу действий», и стать крупнейшим блогером в Instagram с 700 млн подписчиков. «У Роналду 664 млн подписчиков, а мне нужно набрать больше», — абсолютно серьезно заявляет блогер. Этой цели он хочет достичь за 10 лет.

В 2026 году Сибирский собирается заняться тушением лесных пожаров и посадкой кораллов по подписке. В его дальнейших планах — открытие по всему миру заповедников для сохранения находящихся под угрозой исчезновения животных и растений, строительство мусоросжигательного завода в Индии, производство из переработанного мусора спортивных площадок в России и Казахстане и многое другое. Финансировать эти и другие проекты сможет ForPlanet, уверен Сибирский. Его цель — сажать 1 млн деревьев в год.

«Я иду непротоптанной дорогой. Это всегда какая-то импровизация, визионерство. Тебе надо представить, как это может быть в будущем, чтобы действовать», — заключает Сибирский.