11 November 2024

Как владелица музея «Коломенская пастила» запускает интерактивный музей

Как владелица музея «Коломенская пастила» запускает интерактивный музей

Потратив 10 лет и 70 млн рублей на реставрацию исторического памятника в центре Коломны, владелица музея «Коломенская пастила» Наталья Никитина запускает новый интерактивный музей — погружение на 30 часов в 1890 год

Мода на идеальную Россию прошлого сильна как никогда. Женщины в кокошниках, мужчины в косоворотках наводнили Суздаль во время праздника 1000-летия города. Гостевые дома Вадима Дымова сдавались по цене 140 000 рублей за ночь, а консьерж-служба обещала беспрепятственный доступ ко всем мощам на территории Владимиро-­Суздальской епархии. В подмосковной Коломне открылся Дом Сурановых, где за 350 000 рублей можно прожить 30 часов жизнью купцов третьей гильдии как в 1890 году. Владелец отелей в заповедниках «Пушкинские горы» и «Полотняный завод» Анатолий Секерин говорит, что за последние годы образовалась особая страта петербуржцев и москвичей среднего класса, которые увлечены изучением усадебного быта «золотого века» России.

Наталья Никитина, создательница и владелица проекта в коломенском Доме Сурановых, считает, что погружение в XIX век — аттракцион, который способен удивить даже тех, кто уже все попробовал.

260 свежих яблок в дар

У яблок с тонкой красной кожицей упругая белая мякоть. Непривычно большие столовые ножи — массивные серебряные ручки, стальные полотна — отбрасывают длинные тени на стены. На столе пляшет пламя свечей в канделябре. В окна столовой, что на первом этаже дома, с улицы заглядывают, согнувшись в три погибели, любопытные прохожие. За большим деревянным столом четыре женщины в домашних платьях, закатав широкие рукава, быстро режут яблоки дольками-«лепестками». Рукава мешают с непривычки, раблезианские ножи с закругленными концами тяжелые и неудобные. Дольки яблок складывают в глиняную миску в центре стола. Наполнив до краев, уминают руками, заливают патокой и медом, присыпают зернами красного перца, перекладывают палочками корицы. На утро во внутреннем дворике слуга Кузьма растопит буржуйку, водрузит на конфорку здоровый медный таз. Таз наполнят яблоками с медом и патокой из глиняного горшка, где они за ночь пустили сок, и женщины станут варить варенье. Пока одна помешивает яблоки, снимает пенки деревянной лопаточкой, другие пишут чернилами: «Коломна, у Николы-на-Посадях» (так или «...на Посадьях» подписывал свои письма писатель Борис Пильняк, живший в Коломне с 1917 по 1924 год напротив церкви Воскресения Словущего, прозванной в народе Николой на Посаде). Разливают варенье по банкам, закрывают бумажными крышками, заматывают нитками.

Купеческая жизнь в Коломне — занятие хлопотное. Анфиладная система комнат со сквозным проходом закольцовывает хозяйское пространство на втором этаже по кругу, выставляя его обитателей на обозрение, словно драгоценности в витрине, требует постоянно быть на виду. А еще необходимо принимать гостей — соседских купчих, вести беседы то с доктором, то со свахой. И вышивать, и играть на фортепиано, и молиться. И хозяйство вести: огурцы солить и капусту квасить. Ну и, конечно, яблоки сушить, варить варенье, делать пастилу.

Яблоки — символ Коломны, многовековая основа ее процветания. В начале 1780 года комиссия Вяземского отмечала, что жители Коломны имеют большие сады с плодовыми деревьями, от которых получают «знатную часть пропитания». Историк и археолог средневековой Руси Алексей Мазуров обнаружил в Российском государственном архиве древних актов такую историю: когда в конце XVII века в Коломну прибыл новый архиепископ Коломенский и Каширский Никита, прежде служивший настоятелем Кирилло-Белозерского монастыря, братия обвинила его в краже дорогих облачений, пожалованных в монастырь царевной Татьяной Михайловной, дочерью Михаила Федоровича Романова. 11 мая 1682 года архиепископ писал в Кирилло-Белозерский монастырь оправдательное письмо, что облачения царевна подарила ему лично, а не монастырю. Примирение, судя по документам, произошло восемь лет спустя, в марте 1690 года. Монастырь отправил ко двору архиепископа двух северных оленей, чашу, две резные ложки, нож с резной рукоятью и посох с набалдашником. В ответ архиепископ Никита послал 260 свежих яблок и бочонок в патоке.

Уже в наше время яблочная пастила дала толчок к возрождению исторической Коломны. В 2008 году финансист Елена Дмитриева и культуролог Наталья Никитина, ориентируясь на литературные свидетельства Ивана Лажечникова и Пильняка о коломенской пастиле, восстановили исторический рецепт яблочного десерта. В 2009 году открыли в историческом центре Коломны Музей исчезнувшего вкуса «Коломенская пастила», где стали проводить театрализованные чаепития-дегустации. На создание музея был потрачен грант Благотворительного фонда Владимира Потанина, на производство пастилы — беспроцентный кредит на 4,2 млн рублей от фонда Вагита Алекперова «Наше будущее». Признание самих коломенцев пастила получила только тогда, рассказывает Наталья Никитина, когда москвичи стали заказывать им коломенскую пастилу в качестве сувенира. Все эти годы музей пастилы стабильно принимает 60 000–70 000 посетителей в год на площади 70 кв. м. Как рассказывают экскурсоводы, часто, особенно в первые годы работы, участники чаепития хотели знать все: а что за посуда, что за чашки, что за занавески на окнах. Атмосфера музея казалась им настолько располагающей, что хотели унести с собой не только пастилу, но и антураж как частичку этого уюта.

«Коломна — очень притягательный город», — говорит Наталья Никитина. По ее наблюдениям, немало случаев, когда те, кто впервые приехал в город как турист за пастилой, купили себе дома в Коломне и теперь живут по графику «три на четыре», то есть четыре дня в Москве, три — в Коломне.

Пастильный успех подтолкнул другие проекты социальных предпринимательниц. «Проекты расходились как круги на воде», — говорит Наталья Никитина. Появилась музейная фабрика пастилы в помещении бывшей фабрики купца Чуприкова. Возник музейный театр. Затем Музей калача и при нем калачная. Музей монет.

В основе каждого проекта — комплексное историческое исследование и вдумчивая адаптация наследия к современности.

При поддержке фонда Потанина предпринимательницы провели комплексное междисциплинарное исследование исторической территории города. Среди экспертов — и археологи, и ландшафтные дизайнеры, и историки моды и городского костюма, и архитекторы, и историки русской кухни. Так появилось понимание, как работать с наследием, какие традиции и промыслы возобновлять, возникла долгосрочная программа развития исторической Коломны.

Например, выяснилось, что в Коломне в XIX веке существовало шелкотканое производство. На фабрике Бабаевых, которая существовала с 1823 до 1870 года, ткали особенный коломенский шелк, канаватную фату. Из нее создавали шали — украшение крестьянок и горожанок Коломны. В результате поисков на мировых аукционах, в коллекциях, в окрестных коломенских деревнях удалось обнаружить и выкупить в коллекцию музея «Шелковая фабрика» 10 шалей из канаватной фаты.

В 2015 году Елена Дмитриева и Наталья Никитина по суду разделили бизнес. Наталья Никитина возглавила Коломенский центр познавательного туризма «Коломенский посад», где сегодня работает около 300 жителей города и окрестных деревень. Елена Дмитриева зарегистрировала свой бизнес под названием «Музейная фабрика».

«Сегодня у нас шесть музеев, — рассказывает Наталья Никитина, генеральный директор центра познавательного туризма «Коломенский посад». — Открыты арт-резиденции для художников, литературное кафе «Лажечников», информационный Музей-навигатор, кофейня. В планах — еще семь музеев».

В 2010 году коломенский проект «Новая жизнь старого города» выиграл грантовый конкурс «Меняющийся музей в меняющемся мире» фонда Потанина. Победителям предлагали пройти стажировки в музеях Великобритании. Цель поездок в британские музеи Наталья Никитина определяет как «кормить глаза». «Чужой опыт в чистом виде не приживается никогда, — говорит предпринимательница. — Но насмотренность меняет представление и работает долго. В сознании образуется некий кляссер, и, когда возникает задача, ты вспоминаешь какую-то деталь, подробность, которая помогает в конкретный момент в работе».

Так, музейная фабрика пастилы была создана по примеру Викторианского городского музея в ущелье Айрон-Бридж. Среди музейных форматов, подсмотренных в Великобритании, был и дом Денниса Сиверса в Лондоне. «В этот дом всегда стоит очередь, зимой под дождем, летом в жару, — рассказывает Наталья Никитина. — На входе предупреждают: не задавать вопросов, не фотографировать, не разговаривать. Можно лишь тенью пройти по комнатам двух этажей и выйти». Наталья Никитина рассказывает: в доме царит полумрак, слышно, как шипит газ в рожках, горят дрова в камине, на полу — разбитая чашка, разбросаны записки. На кухне пахнет горячими тостами, дымится в чашках чай. На стенах — портреты, развешана одежда, на втором этаже сушится на веревках мокрое белье. «Полная иллюзия, что хозяева вышли на минуту и вот-вот войдут», — рассказывает Наталья Никитина.

Десять лет назад возникла идея взять в аренду ветхое двухэтажное каменное здание 1799 года постройки с обрушившейся крышей, примыкающее к Музею забытого вкуса. Решили его отреставрировать и расширить музей. В Коломне дом называли Сурановским, по фамилии купеческой семьи последних владельцев дома, живших до 1930-х. Начали проводить обмеры, делать дренажи, готовить документацию для консервации и реставрации, составлять договор об аренде — каждая из этих процедур словно раскручивала стрелки часов в обратном направлении. Дом Сурановых буквально заговорил, сам стал диктовать свою историю.

Путешествие в 1890-й

«Здравствуйте, проходите. Наших-то нет, Вера Васильевна на богомолье в лавру уехали». Мы не успели дернуть веревочку дверного колокольчика, как дверь открылась — на пороге улыбчивая девушка. Строгое платье с кружевным воротничком, накрахмаленный фартук, белая наколка на голове — горничная Вера. Сыплет именами хозяев дома, перечисляет членов семьи, приглашает пройти в гостиную — но прежде раздеться на площадке второго этажа. Снять с себя все, вплоть до исподнего, выключить мобильные телефоны и запереть их в чулан. В домашних туфлях из белого войлока, в домашнем платье с широкими рукавами и длинным подолом, подбитым ватой, входим в гостиную. Скрипят половицы, горит лампада у киота, стучат ходики на стене. Все три окна глядят на безудержное буйство кокошников храма Воскресения Словущего. Над маленьким немецким пианино — портреты главы семьи, купца третьей гильдии, владельца свечного и мыловаренного производств Василия Ивановича Суранова, его детей, внуков и правнуков. В доме 1890 год.

«Сурановы — обычная семья коломенских купцов XIX века. Главная необычность семьи Сурановых в том, что их историю удалось проследить на протяжении 300 лет», — говорит историк Коломны Евгений Ширяев.

Сегодня в доме Сурановых воссоздан подлинный исторический интерьер. Стоит семейная мебель, светильники, иконы, часы, посуда и столовые приборы. Все воссоздано по фотографиям и документам из архива. Правнук Суранова составил полную опись домашнего имущества. С этой описью сверялись реставраторы, по ней восстанавливали интерьер. К 22 предметам подлинной сурановской мебели под руководством искусствоведа, главного научного сотрудника музея-усадьбы «Останкино» Ирины Ефремовой подобрали в антикварных магазинах недостающие предметы обстановки. В работе принимала участие Татьяна Гафар, руководившая в Третьяковке созданием Музея Павла и Сергея Третьяковых.

«22 февраля 2024 года Василию Ивановичу Суранову исполнилось 200 лет. Мы собрали в доме потомков, всего приехало 17 человек, — рассказывает Наталья Никитина. — Научным отделом кластера выстроили семейное древо, приготовили ужин по рецептам из кулинарной книги Натальи Петровны». Как оказалось, не все Сурановы знали свою родословную, не все бывали в родовом доме. «Подали заварные блины, очень необычный рецепт, и тут одна наша гостья говорит: «Я делаю точно так же», — рассказывает Никитина.

Нить истории семьи Сурановых оказалась в руках музейщиков, когда в книге отзывов о коломенской пастиле в Музее забытого вкуса (он занимает бывший флигель сурановского дома) появилась запись, подписанная потомками этой купеческой династии. Наследников разыскали. Выяснилось, что, покидая дом предков, уже национализированный после революции, уплотненный, разделенный на коммуналки, правнук Василия Ивановича не только составил опись всего имущества, но и вывез архив и предметы обстановки дома, мебель, одежду, декор. Команда Никитиной договорилась с наследниками о покупке архива, мебели и большей части предметов. «Теперь у нас на руках архив семьи Сурановых — больше 100 документов, — рассказывает предпринимательница. — Самая первая запись относится к 1828 году. Это живая история, которая позволяет на основе реальных фактов рассказать о жизни крепкой, среднестатистической купеческой семьи города Коломны в XIX веке. А через призму этой семьи говорить и про историю Коломны и России».

Наталья Никитина рассказывает, что одним из первых вариантов будущего проекта Дома Сурановых была экскурсия —путешествие по прошлому, когда гид показывал старинные предметы, на их примере рассказывая истории. Но обстановка дома, где щедро разложены подлинные предметы в витринах, горкой высятся подушки с кружевными наволочками поверх взбитой, словно крем на торте, перины, шкафы и сундуки, полные старинных вышивок и кружев, затягивала посетителей, сбивала ритм экскурсии. Стало ясно, что с наскока эту историю не одолеть. Так возник формат, которого прежде не было ни в одном российском музее и, возможно, в европейском: «Жизнь коломенская. Не игра». Тридцатичасовое погружение в жизнь XIX века.

Работы по реконструкции и реставрации дома, признанного памятником истории регионального значения, восстановлению интерьеров и созданию музейного сценария продолжались почти 10 лет. Общая стоимость проекта превысила 70 млн рублей. Из них 25 млн рублей — оборотные средства из бизнеса «Коломенского посада», остальное — средства Фонда президентских грантов. Команда исследователей, в которую вошли историк культуры повседневности Александр Соловьев, ландшафтный архитектор Дмитрий Ойнас, историк русского костюма Ольга Басова, историки русской кухни Ольга и Павел Сюткины, дизайнер Юлия Брагина, кропотливо реконструировала детали жизни 1890 года. Восстанавливая печь на кухне, например, оборудовали духовку, чтобы по всем правилам готовить «на дровах».

На основе разработок экспертов сценарий создала режиссер Дарья Казеева. Как театральный педагог она занимается со всеми экскурсоводами кластера. Все роли исполняют экскурсоводы, научные сотрудники «Коломенского посада». В доме могут принять четырех гостей, их будут обслуживать восемь человек, включая внучку Александру Васильевну, горничную Веру, слугу Кузьму, рукодельницу Фелицату Ивановну, кухарку Аню, доктора, сваху, гостей-купчих.

Наталья Никитина уверена: восстановленная атмосфера дома, ощущение присутствия хозяев естественным образом помогут гостям задуматься о своей семьей, своем родовом древе и своих прадедах. Дух хозяев ощутим в атмо­сфере дома. «Это родовое гнездо, пристанище, доброе и крепкое, куда приятно возвращаться. Пусть даже сто и двести лет спустя».