Как работать с самозанятыми?
Время изучения: 6 минут
В последнее время предприниматели все чаще обращаются к работе с самозанятыми. Рассказываем, чем выгодна такая форма сотрудничества и как что нужно учитывать при заключении договора.
Зачем работать с самозанятыми?
Если компания сотрудничает с физическим лицом в рамках трудового договора или договора гражданско-правового характера (ГПХ), то руководство должно платить за сотрудника НДФЛ 13% + страховые взносы. Работая с самозанятым (официально зарегистрированным), уплачивать налог не нужно – это «на плечах» самого самозанятого (6% от каждой сделки).
Стоит учитывать, что перевести сотрудника в статус самозанятого для экономии средств не получится (см. Письмо Минфина РФ от 01.02.2019 N 03-11-11/5884). Но Федеральный закон от 27.11.2018 № 422-ФЗ допускает применение спецрежима для самозанятых физическими лицами, которые оформили трудовой договор с ИП или организацией. При этом юрлицо не может сотрудничать с самозанятым-бывшим сотрудников (с момента увольнения должно пройти более 2х лет).
Что включить в договор?
Перед подписанием соглашения, убедитесь, что самозанятый действительно имеет этот статус. Проверьте регистрацию на сайте ФНС или запросите выписку из приложения «Мой налог».
Что должно быть отражено в договоре?
- дата заключения;
- предмет договора;
- форма и последовательность оказания услуг;
- стоимость услуг;
- порядок оплаты услуг;
- права и обязанности сторон;
- алгоритм изменений договора;
- санкции в случае невыполнения;
- реквизиты и другие ключевые для вас пункты.
- Укажите в договоре, что исполнителем является гражданин, зарегистрированный в статусе самозанятого (также можно отразить сведения о регистрации).
- Важным дополнением станет и то, что заказчик не должен платить налоги и взносы за самозанятого п. 8 ст. 2 Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ.
- Кроме того, при снятии с учета самозанятый обязан уведомить об этом руководителя (можно прописать ряд санкций в случае невыполнения).
Как оплачивать работу?
Вариантов оплаты труда самозанятого не так много: наличными, через банковскую карту или переводом на электронный кошелек. При этом самозанятый не обязан открывать специальный счет для перевода денежных средств.
Работодателю же необходимо переводить сумму по полным банковским реквизитам. В назначении платежа стоит указать номер, дату договора и цель оплаты.
Обязательно требуйте чек
При любом из перечисленных выше видов оплаты самозанятый должен отправить чек по электронной почте или по смс. Чек создается в специальном приложении самозанятого “Мой налог” от ФНС. Самозанятый должен предоставить документ о получении оплаты сразу же (если оплата была произведена наличными). При банковском переводе чек необходимо предоставить не позднее 9 числа следующего месяца.
Чек – главное доказательство того, что самозанятый остается самозанятым. Статус обеспечивает защиту от уплаты НДФЛ и страховых взносов.
Если оплата происходит частями, самозанятый должен отправить чек на каждый платеж.
Кроме того, для самозанятого необязательно выдавать акт оказанных услуг или работ.
Начните сотрудничать с самозанятыми легально,
Команда платформы «Конструкториум»