Как работать с самозанятыми?

Как работать с самозанятыми?
422

Время изучения: 6 минут 

В последнее время предприниматели все чаще обращаются к работе с самозанятыми. Рассказываем, чем выгодна такая форма сотрудничества и как что нужно учитывать при заключении договора. 

Зачем работать с самозанятыми? 

Если компания сотрудничает с физическим лицом в рамках трудового договора или договора гражданско-правового характера (ГПХ), то руководство должно платить за сотрудника НДФЛ 13% + страховые взносы. Работая с самозанятым (официально зарегистрированным), уплачивать налог не нужно – это «на плечах» самого самозанятого (6% от каждой сделки). 

Стоит учитывать, что перевести сотрудника в статус самозанятого для экономии средств не получится (см. Письмо Минфина РФ от 01.02.2019 N 03-11-11/5884). Но Федеральный закон от 27.11.2018 № 422-ФЗ допускает применение спецрежима для самозанятых физическими лицами, которые оформили трудовой договор с ИП или организацией. При этом юрлицо не может сотрудничать с самозанятым-бывшим сотрудников (с момента увольнения должно пройти более 2х лет). 

Что включить в договор?

Перед подписанием соглашения, убедитесь, что самозанятый действительно имеет этот статус. Проверьте регистрацию на сайте ФНС или запросите выписку из приложения «Мой налог». 

Что должно быть отражено в договоре?

  • дата заключения; 
  • предмет договора; 
  • форма и последовательность оказания услуг; 
  • стоимость услуг; 
  • порядок оплаты услуг; 
  • права и обязанности сторон; 
  • алгоритм изменений договора; 
  • санкции в случае невыполнения; 
  • реквизиты и другие ключевые для вас пункты. 

 

- Укажите в договоре, что исполнителем является гражданин, зарегистрированный в статусе самозанятого (также можно отразить сведения о регистрации). 

- Важным дополнением станет и то, что заказчик не должен платить налоги и взносы за самозанятого п. 8 ст. 2 Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ. 

- Кроме того, при снятии с учета самозанятый обязан уведомить об этом руководителя (можно прописать ряд санкций в случае невыполнения).

Как оплачивать работу?

Вариантов оплаты труда самозанятого не так много: наличными, через банковскую карту или переводом на электронный кошелек. При этом самозанятый не обязан открывать специальный счет для перевода денежных средств. 

Работодателю же необходимо переводить сумму по полным банковским реквизитам. В назначении платежа стоит указать номер, дату договора и цель оплаты. 

Обязательно требуйте чек 

При любом из перечисленных выше видов оплаты самозанятый должен отправить чек по электронной почте или по смс. Чек создается в специальном приложении самозанятого “Мой налог” от ФНС. Самозанятый должен предоставить документ о получении оплаты сразу же (если оплата была произведена наличными). При банковском переводе чек необходимо предоставить не позднее 9 числа следующего месяца. 

Чек – главное доказательство того, что самозанятый остается самозанятым. Статус обеспечивает защиту от уплаты НДФЛ и страховых взносов.

Если оплата происходит частями, самозанятый должен отправить чек на каждый платеж. 

Кроме того, для самозанятого необязательно выдавать акт оказанных услуг или работ. 

Начните сотрудничать с самозанятыми легально, 

Команда платформы «Конструкториум»