Бухгалтерский учет: что, зачем и почему.

Бухгалтерский учет: что, зачем и почему.
420

Время изучения: 6 минут 

Согласно законодательству, все юридические лица обязаны вести бухгалтерский учет (для ИП же это необязательно). Мы по-прежнему советуем начинающим предпринимателям переводить бухгалтерию на аутсорс. Рассказали о самом главном для тех, кто хочет узнать больше о бух.учете.

Что такое?

Бухгалтерский учет – процесс сбора и обработки финансовой информации об имуществе компании, её обязательствах и всех хозяйственных операциях. 

Бухучет необходимо вести непрерывно с начала регистрации и вплоть до ликвидации предприятия. 

Кто может вести?

  • главный бухгалтер; 
  •  генеральный директор; 
  •  “просто” бухгалтер (который не главный :) ); 
  • сторонняя организация (о том, почему начинающему предпринимателю стоит перевести бухгалтерию на «аутсорс» мы писали в другом материале).

Зачем нужен бухгалтерский учет?

Перечислим основные задачи бухучета: 

  • предоставление достоверной и подробной информации о финансовых результатах деятельности компании и её имущественном положении; 
  • предотвращение возможных рисков и отрицательных результатов хоз. деятельности организации; 
  • выявление внутренних резервов для поддержания финансовой стабильности компании; 
  • контроль рациональности, законности и нормативности (соответствия принятым нормам и сметам) хозяйственных операций; 
  • анализ вовлечения материальных, трудовых, финансовых ресурсов и др. 

Для кого нужна отчетность?

Внутренние пользователи: 

  • учредитель(-и) организации; 
  • директор(-а); 
  • топ-менеджеры; 
  • собственники имущества. 

Внешние пользователи: 

  • партнеры; 
  • инвесторы; 
  • кредиторы;  
  • государство.

! Бухгалтерская отчетность сдается один раз по итогам каждого года в две инстанции: налоговую службу (ФНС) и органы статистики (Росстат)!

Что является объектами бухгалтерского учета?

  • доходы; 
  • расходы; 
  • активы; 
  • обязательства сторон; 
  • источники финансирования деятельности компании; 
  • факты хозяйственной жизни (сделка, событие, операция, которые оказывают или способны оказать влияние на финансовое положение экономического субъекта, финансовый результат его деятельности и (или) движение денежных средств) и пр.

Как может проводиться бухучет?

Среди элементов бухгалтерского учета можно выделить: 

  • документирование – документ о проведении хозяйственной операции, который имеет юридическую силу; 
  • оценка – выражение обращающегося имущества в денежном измерении; 
  • калькулирование – расчет себестоимости продукции или услуги; 
  • инвентаризация – проверка актуального имущества компании, состояние финансовых обязательств - подсчет, описание и оценка средств, сравнение данных с показателями бухучета. 
  • бухгалтерские счета – с их помощью учитываются все хозяйственные операции организации; 
  • двойная запись – каждая операция единовременно записывается по дебету одного счета и кредиту другого – на одинаковую сумму. 

Более подробную информацию смотрите в тексте Федерального закона № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» 

Виды бухгалтерской отчетности

Бухгалтерская отчетность включает в себя 5 основных видов документов, каждый из которых выполняет свою уникальную функцию. 

Бухгалтерский баланс

Этот документ отражает финансовое состояние организации на определенную дату и позволяет оценить активы, обязательства и собственный капитал компании. Он используется руководством, инвесторами и кредиторами для анализа ликвидности.

Отчет о финансовых результатах (ОФР)

Данный отчет показывает доходы и расходы за определенный период времени, что помогает определить прибыль или убыток предприятия за указанный срок. Важен он для менеджмента, акционеров и налоговых органов при принятии решений.

Отчет о движении денежных средств (ОДДС)

Содержит информацию о поступлениях и выбытиях наличных денег. Это обеспечивает понимание источников финансирования деятельности компании; полезен для аналитиков, инвесторов и кредиторов при оценке платежеспособности

Отчет об изменениях в капитале

Демонстрирует изменения в составе собственного капитала за период. Позволяет понять влияние операций на структуру капитала; интересует владельцев, акционеров а также потенциальных инвесторов.

Приложения к бухгалтерскому балансу

Эти документы дополняют баланс дополнительной информацией по отдельным статьям. Они уточняют данные основного отчета для более глубокого анализа состояния дел фирмы; необходимы аудиторам, контролирующим органам и заинтересованным сторонам.

 

Команда платформы «Конструкториум»

Более подробную информацию смотрите в тексте Федерального закона № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»