22 December 2025

«Я был единственным, кто верил в проект»: истории предпринимателей, переживших провал

«Я был единственным, кто верил в проект»: истории предпринимателей, переживших провал

Рассказываем истории тех, кто прошел через сомнения, отказы, испытания: три предпринимателя, столкнувшиеся с вызовами и преодолевшие их, — в подкасте «Делай бизнес»

Недавно мы беседовали с психологом Анеттой Орловой о том, как сохранить внутреннюю силу даже тогда, когда кажется, что все идет наперекосяк. Тогда звучали искренние рассказы предпринимателей о поражениях и победах, возвращении из отчаяния и поиске внутренних ресурсов. 

Подобные ситуации знакомы многим, кто борется за свое дело: финансовые потери, предательства партнеров, неудачные решения. В выпуске подкаста «Делай бизнес» рассказываем три истории в форме дневников предпринимателей. 

Что помогло героям сохранить стойкость в трудные времена? Публикуем фрагменты «дневников» из подкаста, а целиком послушать выпуск можно тут

 

Ушли жена, партнеры, заложил квартиру

История Михаила Лантинова, основателя бренда уходовой косметики для собак Pamilee, звучит как голливудский блокбастер. Начав карьеру менеджером по продажам в строительстве, он однажды осознал, что выбранный путь не приносит удовлетворения. Решив рискнуть, Михаил оставил стабильную работу и погрузился в предпринимательство, создав совместно с партнерами проект дополненной реальности (световых шоу) для стадионов. Однако пандемия коронавируса перечеркнула амбициозные планы: подписанные контракты с футбольным клубом «Зенит» оказались сорваны, работы больше не было. 

Михаил Лантинов (Фото DR)

Тогда бывший коллега-химик неожиданно предложил заняться разработкой шампуня для собак и привез пробники. Несмотря на скепсис окружающих, Лантинов решил попробовать. Разъезжая с пробниками шампуня по зоосалонам родного Санкт-Петербурга, он слышал отказ за отказом (тогда ценились только иностранные бренды), но все же снова рискнул. Среди знакомых нашел троих, кто согласился вложиться в идею, собрал 6 млн рублей. Полтора года проект работал в минус, продаж не было, партнеры потребовали вернуть вложения. Вскоре они вышли из бизнеса, оставив Михаила в одиночестве, буквально в то же время ушла и супруга. Чтобы расплатиться по долгам, ему пришлось заложить квартиру и машину, оформить в банке кредит. 

 

Неожиданно февраль 2022 года стал поворотным: западные производители покинули российский рынок, и шампуни Лантинова вдруг оказалась востребованы. Придумав название бренду и нарисовав с дизайнером этикетки, Михаил выпустил на маркетплейсы партию красивых флаконов. Шампуни мгновенно распродались, пришлось резко увеличивать объемы производства. Цены на ингредиенты удвоились, доллар вырос до 120 рублей, и Михаил снова взял кредит — теперь самый рискованный, под 19%, чтобы покрыть расходы.

Начав с маленькой лаборатории площадью 30 кв. м, за пять лет масштаб предприятия вырос до 900 кв м. В 2024 году оборот бизнеса был 120 млн рублей, а по итогу 2025-го — должен превысить 300 млн рублей. 

Как Михаил смотрит на произошедшее спустя годы?

 

В пандемию, когда ушел из найма и провалилась первая бизнес-идея: «Я оказался у разбитого корыта. У меня было очень много обязательств, жена, двое маленьких детей. А средств к существованию, дохода не было никакого. И я не знаю, как Вселенная это посылает: раздался звонок от моего бывшего коллеги-химика, он сказал, что у него есть формула шампуня для собак. Я воспринял это как какую-то блажь: где я и где шампунь для собак? Я ему сказал, что мне неинтересно, и, в общем-то, разговор закончился. Но он был настойчив, позвонил еще раз. В тот момент ситуация была совершенно критическая для меня». 

Когда никто не хотел покупать: «Меня выгоняли с криками, что все должно быть американское. Я пообщался с бизнес-консультантом, он мне сказал: «А чего ты паришься — зарегистрируй бренд в Европе, скажи, что делаешь по лицензии». Но я почему-то был уверен: не хочу прикрываться каким-то иностранным флагом, хочу сделать реальный российский продукт. В России всегда было много сильных химиков. <…> К тому же это не какая-то  высокомолекулярная сложная история, и с этим можно справиться…»

Когда партнеры потребовали деньги назад: «Я был единственным, кто вообще верил в этот проект, считал, что он достоин того, чтобы выстрелить, чтобы из него что-то вышло. Мои партнеры так не считали, в результате я с ними разошелся. Сводил концы с концами. У меня были сложные отношения с женой, я впоследствии развелся, в том числе из-за финансовых ее претензий». 

Про резкий спрос в феврале 2022-го: «Как в том старом анекдоте: что было дальше не помню. За неделю смели все остатки, которые были на складе. Я работал один за всех, был и кладовщиком, и логистом. Брал каршеринг, закидывал туда коробки, вез на маркетплейсы. Привозил —  все раскупали, с колес продавал, был самый сумасшедший спрос!» 

Оглядываясь назад: «Прошло пять лет. Я собрал боеспособную, сильную команду. Мы вообще первые, кто начал делать в России профессиональную косметику для животных. В нас не верили, меня выгоняли! Вот я вчера был в Москве на большой конференции, выступал там перед аудиторией, многие подходили: «Слушайте, спасибо, что делаете в России». 

 

Не раз прогорел, но нашел свою нишу 

Рамиль Хакимзянов из Казани прошел сложный путь: несколько раз теряя деньги и переживая поражения, он все-таки сумел построить успешный бизнес.

Сейчас у него транспортная компания ООО «Капитал», которая занимается транспортировкой нерудных материалов, сдачей в аренду спецтехники и уборкой снега, оборот бизнеса — 300 млн рублей. 

Рамиль Хакимзянов (Фото DR)

Рамиль с подросткового возраста пробовал разные «темки»: в 16 лет организовал нелегальную парковку во дворе и охранял с друзьями машины. Позже занялся проектом автосуши, который вскоре провалился из-за нехватки оборудования и управленческого опыта. Потом Рамиль с партнером вложились в торговые павильоны на рынке в Казани, хотели сдавать их в аренду. Однако точки оказались невостребованными, в итоге павильоны были выставлены на продажу — снова история убытка.

Вот как Рамиль вспоминает тот провал: «Мы ушли с таким холодным душем, потеряли значительные для 23-летних парней деньги (в сегодняшних деньгах это 1,5-2 млн рублей) <…> когда ты с нуля их конвертируешь — колоссальная сумма. Тогда эмоции были, как будто случилась катастрофа».

 

После очередного провала Рамиль был раздавлен и думал, что уже никогда не будет делать бизнес. Но тут знакомый предложил: «Мне нужен подрядчик, ты же строил павильон на рынке, понимаешь в стройке?» Рамиль не понимал, но сказал, что все умеет. Взял заказ, нанял людей, сделал работу, получил деньги. «Что нужно сделать — отделку?! Делаем. Щебень поставлять?! Поставляем».

В 2013 году Казань готовилась к Всемирной летней Универсиаде; заметив спрос на строительную спецтехнику, Рамиль купил подержанный грузовик, начал заниматься транспортировкой нерудных материалов (щебень, песок, галька). Постепенно приобрел 11 единиц техники, договорную базу и полный цикл бизнеса. 

Когда началась пандемия коронавируса и подскочила инфляция, Рамиль столкнулся с новыми трудностями: договоры заключались на прежних условиях, возникли проблемы с персоналом, прибыли почти не было. Несмотря на желание все бросить и уйти работать наемным сотрудником, Рамиль начал изучать опыт других предпринимателей, слушать подкасты, и это помогло ему осознать, что подобные трудности переживают многие владельцы бизнеса. 

Рамиль говорит, что в жизни предпринимателя бывает всего 1-2 раза, когда его бизнес «выстреливает», и важно не упустить тренд: «Всем начинающим предпринимателям подсказываю: ты тренд не упускай, не слушай никого, всегда кто-то будет говорить, что ты не там. Но если в тебе [твоем бизнесе] нуждаются, тебе звонят, есть поток заявок, оставайся — ни в коем случае не уходи. Это может быть единственный тренд в твоей жизни, больше не будет. Если ты чувствуешь спрос на свои услуги, если ты растешь — это твое». 

 

Нашел в болезни идею для стартапа

Глеб Бабий, 23-летний предприниматель из Приднестровья, номинант европейского рейтинга Forbes «30 до 30». В 2021 году Глеб запустил стартап Aspect Health, который предоставляет персонализированные планы ухода для людей с хроническими заболеваниями. Проект помогает 6000 пациентам, стартап привлек $12 млн инвестиций.  

Глеб Бабий (Фото DR)

Глеб родом из Приднестровья, в детстве ему диагностировали редкое эндокринное заболевание, у него неконтролируемо увеличивался вес. Вот как Глеб вспоминает подростковый период: «За два года я увеличил свой размер в четыре раза и стал бесконтрольно есть. И это меня сильно испугало в тот момент. Мне было нелегко в школе, из-за лишнего веса, конечно, все хихикали, и были сложности с принятием в обществе. Я всегда ярко отзывался, ввязывался в драки, попадал в конфликты. Мне было некомфортно так жить и хотелось все изменить». 

Советы докторов не помогали, и тогда в 12 лет Глеб сам погрузился в медицину и, закончив школу экстерном в 15 лет, поступил в Первый Московский государственный медицинский университет им. Сеченова на молекулярную диетологию. Болезнь мотивировала Глеба самостоятельно разобраться в проблеме. На первом курсе он разработал технологию дистанционного анализа дефицита питательных веществ, начал публиковать научные статьи на тему гормонального здоровья, рассказывал о своих наработках в блоге. 

В течение пары лет Глеб смог сбросить вес и нормализовать уровень гормонов, начал отслеживать уровень глюкозы по датчику Glucometer. И задумал стартап, который помогал бы восстанавливать гормональное здоровье с помощью данных и ИИ. 

 

Денег у приезжего студента, конечно, не было. Пришлось искать инвестиции, стучаться ко всем: «Я написал 600−700 персонализированных имейлов абсолютно разным людям, у которых, я думал, есть деньги. <…> Это было очень глупо, но лучшей идеи не было».

Практически единственным, кто откликнулся, был Александр Лариновский, сооснователь Skyeng. Позже он познакомил Глеба с несколькими друзьями, всем 18-летний парень доказывал свою полезность: рассказывал, как использовать данные Glucometer, Apple Watch и других гаджетов для того, чтобы стать энергичнее. В какой-то момент двое инвесторов решили поддержать перспективного студента и дали ему суммарно $60 000, так и сказали: «Ты классный молодой парень, нет надежды, что построишь большой бизнес, но поддержим активную молодежь». 

Но тут случился провал: в феврале 2022-го инвесторы останавливают активность, денег больше нет. Глеб уезжает из России и в следующие три года пытается перезапустить проект в США, плохо зная язык и в целом не понимая американский рынок: «Я выбрал Америку, потому что это самый большой рынок в мире, мне все говорили, что лучше всего строить стартапы там, что абсолютно верно. И я просто писал всем на LinkedIn, кто подходил под мои фильтры. Из 500 сообщений мне ответил только один, и то спустя полгода. Но получилось уговорить его стать моим кофаундером». 

Глеб говорит, что есть такие люди  — «дуеры», от английского «to do» (делать): они просто делают-делают-делают. Это и есть предпринимательство: «Когда ты делаешь-делаешь — создаешь вокруг себя некий сгусток энергии, который в любом случае куда-то тебя приведет. А большинство людей застревают в стадии анализа и попыток найти идеальный ход. А важно просто хоть что-то делать, так, методом проб и ошибок, быстрее найдешь нужный результат. Факапы случаются постоянно: 80% дороги ты скорее лежишь на пути, чем стоишь на двух ногах».