26 June 2024

Вернет ли искусственный интеллект веру инвесторов в EdTech

Вернет ли искусственный интеллект веру инвесторов в EdTech

Во время пандемии рынок образовательных стартапов переживал небывалый подъем. В 2021 году EdTech-компании привлекли рекордные $20,8 млрд инвестиций. Бум оказался недолгим: в последовавшие годы интерес инвесторов к отрасли поугас, а многим компаниям из-за сложностей с финансированием пришлось закрыться. Однако падение может смениться новым взлетом, уверена управляющий партнер корпоративного венчурного фонда Softline Venture Partners Елена Волотовская. И не последнюю роль в этом сыграет искусственный интеллект

Антирекорд

Мировой рынок EdTech, куда относится в том числе ниша онлайн-образования, активно растет с конца 2010-х на фоне распространения интернета и развития технологий. Согласно отчету исследовательской компании Metaari, в 2018 году свыше тысячи образовательных компаний привлекли в общей сложности $16,3 млрд на развитие. Это сумма оказалась в четыре раза выше, чем годом ранее, когда EdTech-проекты подняли $4,4 млрд. В России в тот же период ниша вошла в топ-3 самых привлекательных для венчурных инвесторов. 

Хайп вокруг EdTech многократно усилился в ковидное время: в 2021 году глобальный объем венчурных инвестиций в такие стартапы достиг рекордного уровня в $20,8 млрд — тогда отрасль буквально завалили инвестициями. По данным исследования образовательной компании «Нетология», тогда же россияне потратили на онлайн-обучение больше, чем на очное — 226 млрд рублей против 214 млрд рублей. 

Однако в постковидное время интерес к проектам стал угасать — устав от удаленки, пользователи стали возвращаться в офлайн. К тому же выросшая за время бума конкуренция в разы увеличила расходы на маркетинг. Это стало приводить к кассовым разрывам и потребности поднимать новые деньги, что сказалось на настрое инвесторов по отношению к отрасли. Из-за сложностей с привлечением аудитории и финансирования ряду компаний, в том числе из России, пришлось закрыться

 

Большие надежды 

Своего пика пессимизм в отрасли достиг в этом году. Объем глобальных венчурных инвестиций в EdTech в I квартале 2024 года упал до рекордного минимум за последние 10 лет — до $580 млн. Пожалуй, еще никогда EdTech не переживал столь сложные времена. Оценки стартапов снизились на 90% по сравнению с историческими максимумами, а объем — вдвое почти на всех мировых рынках. В такие форматы, как онлайн-образование, который по сути не меняет традиционную модель обучения, инвесторы больше не верят и не вкладывают крупные суммы. 

Тем не менее, мы уверены, что отрасль ждет восстановление на горизонте трех лет. И не последнюю роль в этом сыграет генеративный искусственный интеллект (ИИ), о котором неустанно говорят последние два года. Ожидается, что объем ниши образовательных проектов на базе ИИ вырастет до $21,13 млрд к 2028 году.

Технология может существенно изменить мировое образование, например, сделав его более доступным. Так, человеку больше не нужен компьютер для занятий — он может тренировать язык или учить математику через чат-бота на смартфоне. ИИ также позволит персонализировать обучение — адаптировать образовательную траекторию под каждого ученика, и, таким образом, увеличить его шансы на успех. Кроме того, с помощью нейросетей можно быстро анализировать большие данные и понять, почему страдает успеваемость того или иного ученика, и как ему можно помочь. 

ИИ может оптимизировать и бизнес-процессы образовательных компаний. Например, с его помощью можно сократить расходы на команду, заменив преподавателей виртуальными тьюторами, или же отдать нейросетям часть задач учителей — скажем, по подготовке материалов, проверке домашних заданий и пр. ИИ может существенно сократить расходы и на выход в новые страны: стартапам уже не нужны профессиональные переводчики, чтобы адаптировать сайт и обучающие материалы под аудиторию в новой стране — это могут выполнять сервисы на базе нейросетей. Все это делает EdTech-проекты более привлекательными и в глазах инвесторов. 

Понятный выход

Ряд компаний из сферы образовательных технологий уже внедряет ИИ в свои продукты. Например, американская обучающая платформа edX запустила инструмент на базе ChatGPT (разработка американской OpenAI). Он помогает пользователям находить учебные материалы в обширных библиотеках курсов на площадке. Другая американская образовательная компания Coursera тестируют ИИ-инструменты, которые помогают ученикам писать курсовые и выполнять другие задания, и направляют людей во время обучения подобно персональным репетиторам. А разработчик приложения для изучения языков Duolingo с прошлого года развивает сервис Max, также на базе ChatGPT. Он автоматически дает обратную связь ученикам по итогам речевых и грамматических упражнений и позволяет тренировать разговорную речь с «умными» виртуальными персонажами: например, с Эдди можно походить по магазинам, а с Лин — обсудить планы на отпуск. 

Поскольку все больше компаний используют технологию, растет и спрос на специалистов, которые умеют работать с нейросетями. А это в свою очередь драйвит нишу образовательных проектов, которые помогают специалистам осваивать эти навыки. Ряд российских компаний, включая онлайн-школу Skillfactory, образовательный портал GeekBrains, аналитическую фирму Dsight, уже выходят в эту сферу. И мы ожидаем, что за ними последуют и другие игроки — как устоявшиеся компании, так и новые стартапы. Причем, они будут запускать продукты под любые сферы, от строительства до здравоохранения. В последней, например, можно разрабатывать симуляторы общения с пациентами, чтобы врачи совершенствовали навыки коммуникации. 

Многие EdTech-решения на базе ИИ уже привлекают внимание крупных игроков. Например, в этом году Google приобрел разработку американской компании Edlyft — AI Tutor. Он помогает студентам изучать компьютерные науки. Другая заметная сделка — покупка американской образовательной платформы Trivie тренинговым центром Quantum5. А это хороший знак для потенциальных инвесторов: они понимают, что в перспективе смогут удачно выйти из нового поколения EdTech-стартапов.

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора