01 December 2025

Стальные руки: как инженер построил робототехническую компанию с миллиардной выручкой

Стальные руки: как инженер построил робототехническую компанию с миллиардной выручкой

К 27 годам Артем Лукин дорос до позиции гендиректора крупной компании по продаже станков, но потом захотел построить собственный высокотехнологичный завод. Сейчас его компания Technored поставляет промышленных роботов на предприятия Росатома, «Северстали», X5 Group, а ее выручка в 2024 году приблизилась к 1 млрд рублей

От слесаря до гендиректора

Артем Лукин родился в подмосковном Жуковском в семье авиаторов. Его дедушка был директором в компании «Летные испытания и производство им. Гризодубовой В.С.», бабушка — испытателем приборов в Центральном аэрогидродинамическом институте (ЦАГИ), мать — инженером в НИИ авиационного оборудования, а отец — авиамехаником и бортэлектриком. 

Но Лукина авиаотрасль не интересовала. В 16 лет он устроился помощником слесаря в местный НИИ, чтобы научиться тюнинговать джипы. Любовь к езде по бездорожью ему привил отец, когда в детстве брал с собой на соревнования по джипингу. К тому же подросток хотел доказать родителям, что может жить без их наставлений. Те были в ужасе от выбора сына, называли его неучем и пророчили бедное будущее.

Через год Лукин уже был наладчиком станков с ЧПУ (числовым программным управлением). Но когда он сказал руководителю, что в будущем хочет стать мастером цеха, тот ответил, что для этого нужно отработать на предприятии хотя бы 40 лет. Лукин уволился и устроился на ту же позицию в компанию Biesse, выпускающую оборудование для обработки стекла и камня.

В 18 лет он поступил в Московский государственный индустриальный университет. «Нужно учиться тогда, когда у тебя есть запрос, — говорит Лукин. — Мне были интересны инженерия и роботизация». На третьем курсе ему предложили работу ассистента менеджера по продажам в компании «Ками-Групп», которая продает промышленное оборудование, и он согласился.

В «Ками-Групп» его карьера развивалась стремительно. В 23 года он уже руководил подразделением по продаже станков, а через четыре года возглавил компанию. Лукин получил все, что хотел: высокую должность, дорогие часы, телефоны и машины, регулярные походы в рестораны и бары — и не знал, куда двигаться дальше. «Это была жизнь в режиме тусовки», — признается он. 

 

Но в 2015 году он ушел из «Ками» в свой бизнес. С родственником, который владел производственными помещениями в Орле, они открыли металлообрабатывающее предприятие «СпецПромКом». Партнеры вложили в бизнес 30 млн рублей личных накоплений, закупив на них станки, но дело не пошло: в регионе не хватало специалистов. Спустя два года Лукин вышел из бизнеса, передав долю партнеру, имени которого не раскрывает.

В начале 2019 года с ним связались люди из Universal Robots, датского производителя коллаборативных роботов (предназначены для совместной работы с человеком), чтобы проконсультироваться насчет выхода на российский рынок. «Роботы в России? О чем вы говорите?» — ответил сначала Лукин. Но через три дня осознал, что хочет сделать бизнес в этой новой для страны нише, и предложил компании стать ее официальным дистрибьютором. Universal Robots согласилась.

Артем Лукин (Фото: Стас Мартынов для Forbes)

Лукин позвал в партнеры бывшего коллегу из «Ками» Артема Ширинкина, получившего 40% в новом ООО «Технорэд». В запуск они вложили около 10 млн рублей накоплений. На свои и кредитные деньги предприниматели покупали у датчан роботов-манипуляторов (имитируют человеческую руку для захвата, перемещения и других операций с объектами) и продавали их российским заказчикам.

 

В конце 2019 года Лукин привлек 7 млн рублей от инвесткомпании Impact Capital, которой владеет его знакомый Валерий Золотухин. Инвестор получил 10% в Technored с правом купить еще 10% за ту же сумму в течение года. Как объясняет Золотухин, предприниматель внушал ему доверие, так как прошел путь от инженера, который «сам крутил болты», до гендиректора крупной компании. В 2019 году выручка ООО «Технорэд» составила 25,4 млн, чистая прибыль — 623 000 рублей, следует из СПАРК.

Оглядываясь назад, Лукин понимает, что продешевил: «Мы же выросли в десятки раз». В 2020 году Impact Capital реализовала свой опцион и купила еще 10% компании. Инвестиции пошли на покупку роботов и наем инженеров.

Типовой продукт

Клиентов, заказывающих просто манипулятор, было немного. «Тебе же нужен не двигатель машины, а сама машина», — сравнивает Лукин. Так он переключился на создание роботизированных систем, которые могли бы выполнять часть задач на предприятии за людей — например, укладывать груз на паллеты.

Из-за того, что у каждой компании был свой запрос, на реализацию заказа уходило до полугода, а инженеров хватало всего на трех клиентов в год. При этом на выходе робототехнический комплекс стоил 15–20 млн рублей и, кроме заказчика, никому не был нужен. Тогда Лукин решил создавать стандартизированные системы.

В 2020 году Technored выпустила робота RedLoad, который подает деталь на станок с ЧПУ (числовое программное управление) и извлекает после обработки. На его разработку ушло полгода и до 30 млн рублей. Серийное производство уменьшило цену до 5–6 млн рублей, и для клиента она была сопоставима со среднегодовой зарплатой трех сотрудников, которых заменяет робот, а внедрение системы занимало несколько дней. «Мы идем в разработку продукта, если видим потенциал рынка минимум в 1000 единиц. Наша цель — чтобы система подходила 50–70% заказчиков и решала половину их задач», — объясняет Лукин.

 

Среди первых покупателей RedLoad были изготовитель упаковки из гофрокартона «Рэмос-Альфа», производитель потолочных и фасадных систем «Барт» и мебельное предприятие «Стул Груп». За 2020 год Technored продала 20 робосистем, а ее выручка и чистая прибыль, согласно СПАРК, составили 83 млн и 581 000 рублей соответственно.

Промышленные роботы Technored (Фото: Стас Мартынов для Forbes)

Решения Technored закрывают основные задачи на предприятиях, включая сварку, паллетирование и загрузку станков, и это отличает ее от конкурентов, говорит директор Консорциума робототехники Виктор Толмачев. Вместо долгого и дорогого внедрения клиент получает типовой продукт, который можно установить за несколько дней, объясняет он. Technored первой в России предложила готовые роботизированные решения, быструю интеграцию и конкурентоспособную цену, соглашается Станислав Колесниченко, управляющий партнер компании Sk Capital, инвестирующей в технологические стартапы. 

В 2021 году Technored выросла до 30 человек, половина из которых были инженерами. Ее выручка по итогам года составила 153,7 млн, прибыль — 13,3 млн рублей, следует из СПАРК.

Несостоявшиеся партнерства

В феврале 2022 года Universal Robots сообщила российской компании, что разрывает с ней контракт. Тогда Лукин стал производить манипуляторы на другом зарубежном производстве в Юго-Восточной Азии. Его название он не раскрывает.

 

Вскоре в ассортименте Technored появилась роботизированная сварочная система RedWeld. За 2022 год компания продала 65 различных продуктов, ее выручка, согласно СПАРК, составила 241,6 млн, чистая прибыль — 11,4 млн рублей.

Чтобы не сбавлять темп, Лукин привлекал деньги частных инвесторов: в 2021 и 2022 годах они вложили в компанию 150 млн рублей. Инвестиции пошли на поддержание и развитие производства.

К середине 2023 года эти деньги закончились. Technored готовилась к сделке с крупным инвестором, который в последний момент изменил ключевые условия договора — Лукин отказался его подписывать. Подробностями предприниматель не делится. Но в конце 2022 года издание «Росатома» сообщало, что «Русатом Сервис» договорилась о партнерстве с Technored — соглашение предполагало вхождение «Росатома» в капитал последней.

Следующие полтора года компания развивалась на собственные и кредитные деньги, которыми Лукин пополнял оборотный капитал. В 2023 году она продала уже 138 робосистем. Выручка Technored выросла до 485,2 млн, прибыль — до 17,8 млн рублей, следует из СПАРК.

 

Показателей Technored за 2024 год в СПАРК нет: компания теперь входит в реестр ОПК и может не раскрывать отчетность (ее роботы используются на заводах, входящих в контур оборонно-промышленного комплекса, объясняет предприниматель).

В прошлом году она произвела почти 300 различных систем. По словам источника Forbes, близкого к компании, выручка Technored в 2024 году «немного не дотянула» до 1 млрд рублей.

Кибербезопасные роботы

Одним из партнеров Technored был производитель светотехники «Вартон». Совместно с его подразделением «Лассард» компания разработала роботизированные гравировальный станок и листогиб. 

«Вартон» основали Денис Фролов и Илья Сивцев, совладельцы «Группы Астра», одного из ведущих разработчиков инфраструктурного софта в России (основной продукт — ОС Astra Linux). В 2025 году Лукин договорился с ними об инвестициях в 6,5 млрд рублей до 2030 года. Взамен «Вартон» получил 49% Technored, выкупив доли Ширинкина и прочих инвесторов. Оставшийся 51% принадлежит Лукину. При достижении определенных KPI к 2027 году инвестору отойдет еще 2% бизнеса. Первый транш «Вартон» в 675 млн рублей потрачен на погашение обязательств перед банками.

 

В течение следующих двух лет Technored может присоединить к себе две индустриальные компании, а к 2030 году — выйти на IPO, выпустив за пять лет 25 000 робосистем, говорит Лукин. По его расчетам, к тому моменту выручка Technored вырастет до 10 млрд рублей, а капитализация составит до 30 млрд рублей. За счет денег, привлеченных на бирже, предприниматель хочет выйти на рынки Латинской Америки, ЮАР и Индии.

У рынка промышленной робототехники высокий потенциал, и инвестиция в Technored — это возможность создать импортонезависимые решения, говорит Илья Сивцев. Например, кибербезопасных роботов с искусственными интеллектом, которых компания разрабатывает в партнерстве с «Группой Астра».

По данным компании, на сегодня в России установлено около 3000 робосистем Technored. В 2026 году производитель планирует выпустить 20 новых продуктов, включая разработанный совместно с «Группой Астра» кибербезопасный софт для роботов и серию систем для шлифовки и полировки металла. 

Сейчас у компании четыре продукта: упоминавшиеся RedLoad, RedWeld, а также робототехнический комплекс для автоматизации паллетирования RedCargo и система для обучения студентов промышленной автоматизации Red Education. Самой продаваемой в 2025 году стала RedCargo — 40% продаж.

 

Промышленные роботы Technored (Фото: Стас Мартынов для Forbes)

По словам Лукина, доля иностранных компонентов в решениях Technored с 2022 года постепенно снижается и сейчас не превышает 40%. Сложнее всего дела обстоят с редукторами (звено между двигателем и исполнительными частями машины) и двигателями — их в России никто не делает. Иностранные компоненты компания закупает в Китае. В 2026 году Technored планирует локализовать производство редукторов.

Согласно исследованию Университета Иннополис, в 2024 году российский рынок промышленной робототехники оценивался в 8,2 млрд рублей. Лидеры на этом рынке еще не сформированы, считает Колесниченко из Sk Capital. Он выделяет госкорпорации «Росатом» и «Ростех», разработчика микроэлектроники «Элемент», а также компании Robotech, «Робопро», Technored и «Завод роботов».

Черное лебединое озеро

Из-за высокой ключевой ставки 2025 год станет первым в истории компании, когда выручка не вырастет кратно, говорит Лукин. При плане в 500 робосистем Technored произведет и продаст не более 200 — на треть меньше, чем в 2024 году. 

Покупать роботов на заемные средства сейчас невыгодно, а производители не спешат наращивать мощности из-за низкого спроса, объясняет Колесниченко из Sk Capital. Все это ограничивает модернизацию и внедрение новых технологий в стране, резюмирует гендиректор IT-компании «Диджикай» Павел Биленко. 

 

По словам Золотухина, экономическая ситуация «застопорила развитие» Technored. Вложив в компанию 14 млн рублей, Impact Capital заработала лишь 55 млн рублей, хотя рассчитывала на сумму больше 1 млрд рублей.

За два года структура выручки Technored по клиентам сильно изменилась: раньше 95% дохода приносил малый и средний бизнес, а сейчас его доля не превышает 20%. Еще 20% выручки приходится на госзаказы, оставшиеся 60% — на крупных клиентов, в числе которых «Северсталь» и «Бабаевский». 

«Это больно и печально. Надеюсь, малый бизнес начнет возвращаться», — говорит Лукин. Он также признается, что ему комфортнее работать с частным сектором, чем с государственным, но с этим ничего не поделать. «Основные деньги сейчас здесь», — объясняет предприниматель.

Через 10 лет Лукин видит Technored лидером рынка с долей в 35% и линейкой продуктов для всех основных отраслей промышленности. Впрочем, он готов ко всему: «Мы с первого дня живем в черном «Лебедином озере», и я не жду, что будет по-другому».