17 May 2024

Средняя прибыль российского бизнеса выросла в полтора раза в 2023 году

Средняя прибыль российского бизнеса выросла в полтора раза в 2023 году

Средняя прибыль российского бизнеса выросла в полтора раза в 2023 году по сравнению с 2022-м, показало исследование сервиса «Актион бухгалтерия» (входит в группу «Актион»). В тройку лидеров по росту совокупной прибыли вошли сферы производства кино и видео, телекоммуникаций и общепита

Средняя выручка на одно российское предприятие в 2023 году увеличилась в 2,2 раза по сравнению с 2022-м, а средняя прибыль — в 1,5 раза, показало исследование сервиса «Актион бухгалтерия» (есть у Forbes). Компания проанализировала отчетность 2 млн представителей российского крупного, среднего и малого бизнеса в сферах строительства, производства, торговли, транспорта, телекоммуникации, IT и др. за последние два года. 

Наибольший рост прибыли аналитики зафиксировали в секторе производства кино и видео — на 1900%. Если в 2022 году индустрия показала совокупный убыток в 1,6 млрд рублей, то в 2023-м — прибыль в размере 28,5 млрд рублей. Рост сферы подтверждают данные информационно-аналитического агентства TelecomDaily. Согласно его исследованию, выручка онлайн-кинотеатров в России за 2023 год выросла почти вполовину. Если в 2022 году видеосервисы заработали на подписке и рекламе 55,8 млрд рублей, то в 2023 году — 80,9 млрд рублей. 

Владелец сети кинотеатров «Люмен» и член совета Ассоциации владельцев кинотеатров Павел Поникаровский в беседе с Forbes связывает рост кино- и видеоиндустрии с инвестициями государства в создание отечественного контента после ухода западных игроков из-за «спецоперации»* на Украине. По его наблюдениям, фильмов становится больше и они собирают хорошую кассу. Впрочем, «в сетке кинотеатров пока зияют дыры», считает эксперт. 

 

С этим согласна президент сети кинотеатров «Каро» Ольга Зинякова. Она отмечает, что кинотеатры до сих пор недозагружены контентом из-за ухода зарубежных прокатчиков. Однако уже в следующем году репертуарная сетка будет выглядеть «более сбалансированной», так как объем отечественного кинопроизводства за последние два года «вырос в несколько раз». По ее подсчетам, если в 2020 году в прокат вышло 110 отечественных фильмов, то в 2023 году — 181. Число семейных фильмов, которые стали флагманами проката, выросло с 14 фильмов в 2020 году до 39 фильмов в 2023-м. С ростом активности связан и рост прибыли сферы, заключила Зинякова. 

Согласно исследованию «Актион бухгалтерии», за прошедший год прибыль также нарастили игроки в сферах телекоммуникаций (на 501%), общепита (281%), телевидения и радио (212%), архитектуры и проектирования (182%), информационных технологий (165%). В десятку наиболее выросших сфер также вошли спорт, развлечения, культура и искусство (138%), коммунальные услуги (116%), научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (112%) и производство программного обеспечения (106%). 

 

По наблюдениям аналитиков сервиса, лучше всего растут отрасли, ориентированные на частных лиц. Это связано с тем, что доходы потребителей стабилизировались за последний год и они готовы тратить деньги. Существенное увеличение прибыли в IT-бизнесе в сервисе назвали результатом налоговых льгот. Так, с 2021 года IT-компании среди прочего могут не платить налог на прибыль, НДС за продажу и лицензирование софта из реестра российского программного обеспечения. 

Начальник отдела анализа отраслей реального сектора и внешней торговли института «Центр развития» НИУ ВШЭ Владимир Бессонов называет рост значений «неестественно высоким», а основной причиной — сравнение с кризисным 2022 годом, когда прибыль предприятий могла быть «крайне низкой» или отсутствовать. 

* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.