Когда сыну сургутского предпринимателя Евгения Барсова пришло время учить английский, отец возвел для этого в городе школу иностранных языков в виде Вестминстерского дворца. Отучившись на пилота, Барсов-старший купил самолет и построил собственный аэродром. А чтобы выделиться на общем фоне спортивной авиации, создал единственную в стране пилотажную группу из девушек. Школа у Барсова уже окупается, а вот на команду пилотов приходится тратить по 17 млн рублей в год. Что он с ней собирается делать дальше — в материале Forbes
Материал подготовлен в рамках проекта Forbes «Местные. Предприниматели, меняющие Россию»*
Евгений Барсов родился в туркменском Чарджоу, все его детство было связано с местным аэродромом. «Родители там работали. Отец пилотом гражданского Ан-2, а мать метеорологом, — рассказывает он. — И я тоже хотел стать летчиком, но с очками тогда к полетам не допускали». После окончания нефтяного техникума по специальности «промышленное и гражданское строительство» он по распределению отправился на стройку в Сургут. Отслужил в армии («Именно там я понял, что могу построить все!» — уверяет Барсов) и до начала 1990-х работал мастером на сургутских стройках. Свой бизнес он начал с кооператива «Сто услуг», который позже преобразовался в АО «Сургутстройтрест». «Периодически мы выходили на первое место среди сургутских девелоперов, — поясняет масштаб бизнеса Барсов. — Строили многоквартирные дома, социальные объекты и т. д. По 60 000 кв. м в год жилья сдавали». В 2017 году Барсов компанию продал. «Мой бизнес-процесс был завязан на банковские кредиты, а с ними к тому времени начались проблемы», — признается он. Сегодня основные деньги он зарабатывает на аренде некогда приобретенной недвижимости и на собственном железнодорожном узле с погрузочно-разгрузочной инфраструктурой.
Копия с открытки
Потребность в английском у Барсова появилась на сургутской стройке. «У нас работали подрядчики канадцы — мне нужно было с ними общаться, — вспоминает Барсов. — Пригласил переводчика. И вот я им что-то говорю, объясняю технические нюансы. А потом переводчик им на английском передает это в пять раз короче. Что именно он говорит, я не понимаю, но вижу — явно не доносит смысл. От возмущения пошел сам учить язык». А в Сургуте в начале 2000-х с этим было сложно. «Собираются три школьные учительницы и называют себя «курсы английского». Ты им деньги платишь, а язык толком не дают», — рассказывает Барсов. К тому моменту его сыну Ивану было уже 5 лет — хороший возраст для начала обучения иностранным языкам. И тогда у строителя Барсова возникло логичное решение — построить собственную школу. Как копию Вестминстерского дворца с Биг-Беном. «Проекта изначально никакого не было — просто взяли открытку с фотографией и по ней построили, — признается предприниматель. — А габариты здания предопределила площадка, размер пятна, на котором строить. На том пустыре позволили только три этажа возвести, если бы было можно выше, построил бы и 10. Но башню с часами сделал даже на 3 м выше, чем разрешили, — иначе бы совсем не смотрелась».
Левый фасад школы с часовой башней действительно выглядит почти стопроцентной копией лондонской стены и Биг-Бена, только сильно уменьшенной. «В Лондоне до этого я был, но габариты в память не запали. Уже когда построили, обратил внимание, что настоящий Биг-Бен куда больше — по ширине как вся моя школа», — смеется Барсов. Часы для «сургутского Биг-Бена» привезли из Англии. И сначала они, как и положено, отбивали каждые полчаса, но жители соседних домов такого шика не поняли — бой пришлось отключить. Открыли новое учебное заведение в 2004 году, руководить им стал молодой англичанин, которого Барсов переманил из Москвы. Преподавателями стали тоже носители языка: английского, испанского, французского и других. Барсов подкупал их конкурентными по сравнению с Москвой зарплатами и служебным жильем. После весны 2022 года многие из них уехали. «Они и раньше уезжали, — не расстраивается Барсов. — Молодые учителя в Сургуте быстро находили себе невест, а те уговаривали мужей отбыть в Европу».
Внутри школа стилизована под Великобританию: в вестибюле прямо напротив входа в массивной раме учеников встречает портрет ныне уже покойной королевской четы Елизаветы II и Филиппа, скамьи с бордовой обивкой и позолоченными вензелями, стены украшены привезенными из Англии картинами. Даже школьное кафе оформлено в формате английского паба. На вопрос, сколько денег вложено в школу, Евгений Барсов только пожимает плечами: «Да черт его знает. Вот видите, конференц-зал отделан натуральным гранитом — для себя же строили, смету не считал». Школа быстро стала в городе популярной, сейчас там учатся около 900 человек, детей и взрослых. Иван Барсов уже взрослый, английский знает хорошо. Сейчас созданное отцом учреждение посещает его младшая сестра.
«Методика подготовки и вариативность курсов, предлагаемых школой с Биг-Беном, позволяет подготовиться к международному экзамену или многоаспектному тестированию, — рассказывает Forbes Ирина Замятина, директор департамента образования администрации Сургута. — Школа становится дополнительной площадкой для мотивированных к изучению языков школьников».
200 часов занятий в группе в школе стоят примерно 100 000 рублей. По словам Евгения Барсова, его школа теперь — вполне самодостаточное окупающее себя предприятие, в непосредственном управлении которым он давно уже не участвует. А потому в принципе готов его продать. «За $7 млн соглашусь, — говорит он и объясняет причину: — Деньги нужны на авиацию».
Опередить китайцев
Благодаря новым допускам по зрению, Евгений Барсов в 2007 году в возрасте 49 лет пошел на летные курсы. Получив удостоверение пилота, купил бывший в употреблении Як-52. И начал строить собственный аэродром. На засыпание площадки за городом ушло, по его словам, 1,3 млн кубометров грунта. С этого аэродрома в городе началась частная малая авиация. «Сегодня у нас несколько владельцев с двумя десятками разных самолетов», — поясняет Барсов.
Его сын Иван Барсов начал совершать самостоятельные полеты в 14 лет. Чтобы ему было не скучно в авиации, отцу пришла в голову идея создания пилотажной группы. «Мужская — это банально, такие везде есть. Да и вдруг кто-то из ребят стал бы летать лучше Ивана. А если девушка будет лучше, то и ладно», — шутит Евгений Барсов.
В 2013 году попробовать себя в авиации пришло 120 девочек 14-15 лет. Отсеяли имевших ограничения по здоровью, оставшихся по очереди катали в спортивном самолете и смотрели на реакцию в воздухе. В итоге отобрали семь человек, из которых позже и образовалась пилотажная группа «Барсы» под предводительством Ивана Барсова. Для подготовки пилотов пригласили лучших инструкторов из Москвы, чемпионов мирового уровня, приобрели самолеты. Сейчас у группы больше полутора десятков самолетов: Як-52, У-2, Douglas DC-3, Ан-2 и др. Девушки-пилоты завоевывают медали на чемпионатах по авиаспорту, участвуют в авиашоу. «К нам в Сургут прилетали «Русские витязи» — девушки выступали вместе с ними. Тогда на это пришло посмотреть 120 000 человек», — рассказывает Евгений Барсов.
«При СССР, во времена расцвета ДОСААФ, у нас было много пилотов. И женщин-пилотов было больше, чем на Западе. Сейчас же авиаспортом занимаются в основном только те, кому собственные средства позволяют. Дети богатых родителей или люди уже в возрасте, — объясняет главный тренер сборной команды России по самолетному спорту Виктор Смолин. — А Барсов построил аэродром, купил самолеты и дал возможность заниматься обычным девчонкам и ребятам. На его аэродроме сейчас и чемпионаты проводятся, и МЧС при необходимости использует». По словам Смолина, такой женской пилотажной группы больше нет нигде в мире. «Французы когда-то пробовали создать, но не получилось, — замечает он. – А «Барсы» выступают и побеждают на чемпионате России».
По словам многократного чемпиона мира по высшему пилотажу, летчика-инструктора «ОКБ Сухого» Михаила Мамистова, обучение молодежи сложному высшему пилотажу в спортивной авиации развивает необходимую реакцию летчика при управлении самолетом — после него проще и быстрее осваиваются многие другие виды летательных аппаратов. Развитие подобных клубов помогает создавать кадровую базу для авиации.
«Во многом благодаря «Барсам» в России возрождается малая авиация, — считает Михаил Ющенко, начальник управления физической культуры и спорта администрации Сургута. — В 2022 году группа «Барсы» провела совместное показательное авиашоу с легендарными «Витязями», а также впервые в истории Уральского федерального округа в городе Сургуте прошли соревнования всероссийского уровня по данному виду спорта, которые стали традиционными и с каждым годом более масштабными по количеству участников. Вдохновляясь полетами девушек, все больше жителей Сургута, а самое главное — детишек влюбляются в небо и желают связать свою жизнь с авиацией».
В отличие от языковой школы, спортивная команда летчиц доходов не приносит — на ее содержание уходит около 17 млн в год.
«Но дальше я планирую развивать именно авиацию, — делится планами Евгений Барсов. — Тенденция такова, что будут развиваться авиаперевозки на квадрокоптерах. Причем именно пилотируемые». Свой аэродром он планирует превратить в авиабазу для квадрокоптеров. «Эта история как с электромобилями — пока не было станций зарядки, их никто и не покупал. Если мы здесь наладим обучение пилотов, обслуживание, ремонт, парковку, то сразу появятся и владельцы, и индустрия в целом», — поясняет он. Общую стоимость проекта Барсов оценивает в 5 млрд рублей. Из которых почти 2 млрд рублей он готов вложить сам, а оставшиеся найти у инвесторов.
По словам Виктора Смолина, в США и Европе много не только дорог, но и аэродромов для самолетов — там квадрокоптерам, способным сесть на любую площадку, пока должного внимания не уделяют. Зато в Китае эта тема развивается. «Китайцы покупают наших ребят с их проектами — вот недавно очередная наша команда разработчиков уехала в Китай, там будут их продукт запускать в серийное производство», — комментирует он.
В Сибири, где дорог мало, дешевые и компактные по сравнению с вертолетами квадрокоптеры действительно могут сильно упростить жизнь.
«В Сургуте, Ханты-Мансийском округе летать проще, чем в Москве, — тут нет таких ограничений. У нас больше потребность в таком транспорте. И в отличие от иных бездорожных территорий, есть деньги, — говорит Евгений Барсов. — Если я это сейчас не сделаю, то точно сделают китайцы».
* Forbes рассказывает о российском бизнесе с 2004 года, за это время мы накопили огромное количество историй отечественных предпринимателей. В этом проекте мы собираем самые удивительные из них — о людях, которые создали и развивают малый и средний бизнес в регионах не только для увеличения собственных доходов, но и для улучшения жизни вокруг себя. За счет своей прибыли они строят школы и передают их муниципалитетам, создают бесплатные городские парки, возрождают деревни и исторические города.