22 November 2024

От шашки до единорога: как предприниматели спасли златоустовскую гравюру

От шашки до единорога: как предприниматели спасли златоустовскую гравюру

Самый высокогорный город Урала Златоуст знаменит гравюрой на стали, которой украшают не только сабли и ножи, но и предметы интерьера, посуду, книги, спортивные медали и даже самогонные аппараты. В 1990-х промысел мог погибнуть, но его подхватили местные художники и предприниматели. Сейчас в городе работает около 50 мастерских, их изделия можно найти в коллекциях олигархов и арабских шейхов, они создавали декор для салона самолета президента, поставляют шашки для Президентского полка, среди заказчиков — РЖД, МИД, прокуратура, ФСО, МВД, Минобороны Казахстана. На волне растущего интереса к сувенирам в русском стиле владельцы мастерских расширяют ассортимент, чтобы заинтересовать своей продукцией еще и молодежь

На гербе Златоуста изображен золотой крылатый конь. Впервые такого коня в начале XIX века высек на клинке Иван Бушуев, основоположник местного народного промысла — златоустовской гравюры на стали. Однажды он увидел в окне летящих лошадей: тогда для украшения холодного оружия использовали метод с применением паров ртути, вредных для здоровья, поэтому привидеться могло что угодно, шутят жители города. Бушуев научился выковывать и украшать сабли у немецких мастеров и усовершенствовал технологию. Сейчас он главный герой в Златоусте — памятник знаменитого гравера встречает всех, кто приезжает на привокзальную площадь. 

Сейчас в небольшом городе несколько тысяч человек работают в художественных мастерских — в пяти десятках компаний, которые выпускают изделия с традиционной гравюрой на металле. В начале 2000-х таких мастерских было не больше пяти, вспоминает в беседе с Forbes президент Гильдии мастеров-оружейников Златоуста и генеральный директор компании «ЗлатДекор» Светлана Негребецких. 

Изделия из Златоуста особенно полюбили заказчики из госструктур и силовых ведомств. Настольные и каминные наборы, бокалы для шампанского, портсигары, сабли и кортики дарили послам и президентам. Губернаторы и мэры заказывали панно с видами городов и сувениры к памятным датам. На волне бума, который переживал промысел в 2006 году, Светлана Негребецких и приобрела компанию «ЗлатДекор», сейчас в ней трудятся 22 сотрудника. По ее словам, в городе есть и более крупные мастерские со штатом более 50 человек.

В последние два–три года на фоне роста внутреннего туризма и интереса к подаркам в русском стиле спрос оживился, говорит она. «В 2020 году как-то все затухло, продажи упали», — делится наблюдениями Негребецких. — Сейчас клиенты активизировались, открываются магазины, мастерские начали развивать новые направления и расширять ассортимент». 

Выручка ее компании в 2023 году увеличилась на 15%, в этом году ожидается такой же прирост. Стало больше покупателей из России, число зарубежных заказчиков выросло в полтора раза — богато декорированные кофейные наборы, Кораны, сабли и панно пользуются спросом у клиентов из ОАЭ, Узбекистана, Киргизии и Казахстана.

Шик для президента 

Почти 210 лет назад на Златоустовском железоделательном заводе был создан «украшальный цех», который занялся художественной отделкой клинков, мечей и шашек. Фабрика выпускала не только боевое, но и красиво декорированное наградное оружие. Ее мастера развили свой самобытный стиль, овладев методами гравировки, травления, воронения и резьбы по металлу. В советские годы предприятие продолжало выпускать украшенное оружие и панно с незатейливыми сюжетами, вроде девушек с коромыслами и видами уральской природы. В 1990-е завод пришел в упадок, но промысел спасли несколько энтузиастов. 

Мастерскую «Практика» в 1991 году основал предприниматель Виктор Наумов. Он пригласил на работу специалистов, уволившихся из того самого цеха №16, который специализировался на гравюре. Сейчас он отошел от дел и компанией управляет его сын Константин с женой Дианой. Наумову-старшему удалось объединить художников, у которых был опыт и творческий задор, и найти заказчиков. Одним из первых в 1996 году поступил крупный заказ на партию кортиков к 300-летию российского флота. 

Но главным клиентом «Практики» стал российский президент — в начале 2000-х мастерской поручили создать декор для салона самолета ИЛ 96-300, на котором летает Владимир Путин. Мебель для борта №1 делала британская фирма, а предметы интерьера создали мастера из Златоуста — часы в корабельном стиле, украшения для столешниц, вазу для цветов, навершие флага, герб России, декоративные панели, закрывающие возможные щели, в каждом салоне со своим рисунком, рассказывал Виктор Наумов. «Определенная доля помпезности присутствует. Этот шик подчеркивает, не напрягает, не навязывается. С хорошим вкусом все сделано», — говорил он. 

Позже «Практика» благодаря крупному заказу от Новолипецкого металлургического комбината обрела производственную площадку, на которой сейчас базируется мастерская, рассказывает в беседе с Forbes Константин Наумов. Какую сумму компания выручила от поставки металлургам, он назвать не смог. Но благодаря этим деньгам «Практика» выкупила заброшенное двухэтажное общежитие в Златоусте. Его отремонтировали, перестроили, теперь здесь трудятся более 50 сотрудников — слесари, художники, гравировщики, гальваники, точильщики. 

Мастерская стала официальным поставщиком Кремля, делает шашки для Президентского полка и Почетного кавалерийского эскорта, наградное оружие для многих министерств и ведомств, среди которых ФСО, МЧС, МВД. 

Дорого-богато

Первый бум промысел переживал до 2008 года, тогда был огромный спрос, рынок рос за счет корпоративных и протокольных подарков, рассказывают владельцы мастерских, с которыми поговорил Forbes. «Такие подарки выглядели статусно, дорого-богато и сразу заняли нишу в люксовом сегменте», — замечает генеральный директор компании «Сувенир-декор» Инна Межанская. Она говорит, что ее фирма начинала сотрудничать с крупными мастерскими Златоуста с закупки декоративных тарелок с изображением атомных станций для одного из корпоративных клиентов. «Ребята из Златоуста всегда были гибкими и быстрыми, — говорит Межанская. — И это один из немногих промыслов, который сумел встроиться в рынок». 

Маржинальность производства в начале 2000-х порой зашкаливала. Иногда себестоимость вещи была 50 000 рублей, а продать ее можно было за 500 000 рублей, вспоминает Светлана Спирина, преподаватель златоустовского индустриального колледжа им. П. П. Аносова, у нее до 2019 года тогда была своя мастерская «Рубин». Сейчас из-за роста зарплат и подорожания материалов маржинальность, которая была 15 лет назад, просто не реальна, поясняет Спирина. Руководители действующих компаний уверяют, что ценообразование у них всегда было адекватным. 

Украшенные тонкой резьбой кортики в Златоусте делают более 200 лет (Фото DR)

Мастерскую «Рубин» пришлось закрыть из-за семейных обстоятельств: Светлана родила второго ребенка и совмещать бизнес с воспитанием детей она не хотела. По ее словам, владельцам компаний приходилось заниматься очень многим, в том числе активными продажами, — выходить на отделы маркетинга госструктур, министерств и ведомств, ездить на выставки. Клиенты были в основном постоянные — РЖД, МИД, «КАМАЗ» и многие другие — в ее записной книжке было больше 20 контактов, в основном корпоративных заказчиков, которые регулярно что-то покупали. Проблема этого бизнеса в том, что если из него уходит основатель, то мастерской часто приходит конец: многие контракты зависели от их личных связей. 

Семейные истории

Но в Златоусте бизнес родителей зачастую подхватывают их дети, и мастерская «Практика» — лишь один из примеров. «У нас есть как минимум пять таких компаний» , — уточняет президент Гильдии мастеров-оружейников.

Мастерские «ЛиК» создали в 1990 году художники Нина и Александр Лохтачевы. Их дело продолжили сыновья Андрей и Денис со своими семьями — женами и детьми. «Мы сейчас работаем не в сувенирной сфере, 70% наших изделий — это церковная утварь», — пояснил Forbes коммерческий директор «ЛиКа» Андрей Лохтачев. Его компания выполнила немало знаковых заказов — например, дарохранительницу для алтаря храма Христа Спасителя. Поскольку для храмов приходилось создавать скульптуры, при компании организовали свою скульптурную мастерскую. 

Компанию «АиР» в 1999 году основали Михаил Рогозин и Дмитрий Архипов, сейчас бизнесом рулят их поженившееся дети Оксана и Максим Архиповы. С ними работает их сын, внук основателей, рассказывает Светлана Негребецких. Компания выпускает в том числе серийные изделия — бытовые и охотничьи ножи, которые можно купить на маркетплейсах, но стоить они могут и 25 000 рублей из-за высококлассной стали. В 2010 году в «АиРе» наладили производство собственной дамасской стали. В октябре 2024 года компания запустила онлайн-проект «Ножевое ателье» с 2D-конструктором. 

Похожая история у мастерской «МаОк», которую в 1999 году учредила Людмила Юрченко, — ее дело продолжили дочери Оксана и Мария со своими семьями. Компания выпускает эксклюзивные подарки и сувениры, в ней работают около 60 мастеров. Компания «РОСоружие» — тоже семейный бизнес, в котором основатель Александр Николаев работает со своими сыновьями. 

Женский кинжал и лопата

Настоящая продукция златоустовских мастеров всегда стоит недешево. Сабля из дамасской стали с золочением и художественной резьбой по металлу за 650 000 рублей, панно в раме «Правители Казахстана» за 410 000 рублей, женский кинжал «Касатка» за 150 000 рублей — по такой цене могут сделать эти изделия по заказу в мастерской «Практика». В их производстве теперь зачастую используется латунь, а не сталь, дорогие породы дерева, серебро, золото, драгоценные и полудрагоценные камни. Авторские вещи иногда создаются год, над ними могут трудится 30 разных мастеров.

Клиенты порой дают мастерам странные технические задания. «Нам однажды заказали сделать скульптуру — единорога, на котором верхом едет обнаженная девушка», — вспоминает Спирина. Был случай, когда заказчик попросил украсить гравировкой и драгоценными камнями самогонный аппарат. Делали в мастерской и сувенирные лопаты для клиентов из Белоруссии. «Мы смеялись тогда: картошку что ли они будут копать?», — вспоминает Спирина.

Здесь же в Златоусте есть гаражные мастерские, выпускающие упрощенные вещи, например, с лазерной гравировкой или фотопечатью без работы художника, они нарушают стиль и реноме златоустовской гравюры, сетуют руководители мастерских. Главное отличие настоящих изделий от дешевых аналогов — ручная работа с прорисовкой изящных узоров, использование дорогих материалов, кроме латуни и стали это может быть дерево, золото, серебро, драгоценные и полудрагоценные камни. 

Такие вещи выбирают в основном консервативные клиенты, чаще всего мужчины старше 50 лет. И владельцы мастерских расширяют ассортимент, чтобы привлечь более молодую аудиторию. Выпускают забавные сувениры, украшения, предметы интерьера. В последнее время россияне стали чаще заказывать книги с родословными в украшенных окладах, в том числе и молодые люди, увлекающиеся генеалогией, изучением своих корней, говорит генеральный директор компании «ЗлатДекор».  

Как подтверждают опросы, интерес к народным промыслам у молодежи растет. Зумеры чаще других поколений покупают вещи с национальными орнаментами, региональной символикой, героями фольклора и даже с символами советской эпохи, показал опрос компании Ipsos, проведенный в 2024 году (есть в распоряжении Forbes). 40% молодых участников сказали, что хоть и критично относятся к понятию «русский характер», но хотя бы раз приобретали такие товары.