В конце января компания Havaş, крупнейший оператор по обслуживанию самолетов в аэропортах Турции, заявила, что может прекратить работать более чем с 170 Boeing российских авиакомпаний из-за санкций США. Если лайнерам американского производства из России начнут отказывать в наземном обслуживании, это приведет к повышению цен на авиабилеты и негативно скажется на всей туриндустрии, убеждены эксперты. И пострадают от такого развития событий не только туристы, но и транзитные пассажиры, сделавшие Стамбул хабом при поездках в Европу
31 января один из пяти операторов наземного обслуживания самолетов в Турции Havaş разослал письма своим контрагентам. В них говорилось, что компания может прекратить принимать самолеты Boeing из России и Белоруссии из-за американских санкций. Чуть ранее WSJ писала, что администрация Джо Байдена «оказывает давление» на Анкару, требуя запретить самолетам американского производства из России приземляться и взлетать в турецких аэропортах.
С октября по конец января российские и белорусские компании совершили более 2100 рейсов в Турцию на американских Boeing, по данным Cirium. Отказ турецких компаний обслуживать российских авиаперевозчиков станет болезненным для турбизнеса и для обычных пассажиров, считает Александр Мишин, управляющий директор сервиса по поиску билетов Portretix.ru. Это может привести к сокращению числа рейсов, удорожанию сервисных услуг в аэропортах, изменению полетных программ, а в конечном итоге — к росту цен на билеты и пакетные туры, говорят представители туроператоров.
Цены на взлет
Уже сейчас цены на отдых в турецких отелях по акции предварительного бронирования выросли на 20% по сравнению с летом 2022 года, отмечает директор по маркетингу туроператора Tez Tour Елена Якимова. «Поэтому в случае сокращения рейсов рост станет еще более стремительным, — говорит она. — Турция — одно из самых массовых направлений, найти ей альтернативу в новых реалиях сложно». Только в одной Анталье работает около 600 пятизвездочных отелей, отмечает эксперт.
Больше всего могут пострадать транзитные пассажиры и эмигранты новой волны, летающие через Стамбул несколько раз в год, считают эксперты. Осложнятся поездки и для тех, кто летает в командировки, к родственникам или на лечение. «По нашей статистике на февраль 2023 года, большинство россиян, которые добираются в самые популярные европейские города — Рим, Берлин, Милан, Париж или Прагу, — покупают билеты с пересадкой в Стамбуле, — говорит Мишин. — Многие из них остаются в городе на день-два, чтобы погулять, сходить на экскурсии, прокатиться по Босфору».
«Аэропорты Турции в 2022 году стали главными пересадочными хабами для россиян: ими воспользовались более 1,5 млн пассажиров», — приводит оценку Дмитрий Горин, председатель совета директоров холдинга «Випсервис», одного из крупнейших российских консолидаторов бронирования и продажи авиа- и железнодорожных билетов.
По оценкам Bloomberg, после объявления мобилизации с 21 по 27 сентября из России в Анталью перелеты достигли пика: среднее количество рейсов выросло с 80 до 86 в день, за неделю количество прибывших из России пассажиров превысило 441 000 человек. Билеты тогда резко подорожали и продавались по цене от 115 000 до 175 000 рублей за кресло в одну сторону. Стоимость некоторых путевок в турецкие отели тоже подскочила и достигала 1 млн рублей.
Сейчас, в низкий сезон, из России в Турцию и обратно летает от 150 до 200 рейсов в неделю, летом планируется более 750, отмечает Дмитрий Горин. Перелеты туда совершают «Аэрофлот», S7 Airlines, «Победа», Red Wings и другие, на этом направлении работают и турецкие компании — Pegasus, Turkish Airlines.
На крыльях Турции
За 2022 год Турцию посетили 5,2 млн российских туристов, в этом году их количество может достичь 6 млн, говорит Дмитрий Горин. В прошлом году Турция стала абсолютным лидером продаж у российских туроператоров: на нее приходилось 64% от всех проданных зарубежных туров. Спрос на Турцию в 2022 году вырос более чем на 20%, рассказали в пресс-службе туроператора Anex Tour. Если в 2021-м на это направление приходилось около половины от всех заявок на бронирование в Anex Tour, то в прошлом году — уже три четверти от числа всех проданных за год туров.
«В 2022 году мы отправили на отдых в Турцию более 10 000 туристов по пакетным турам на регулярной авиаперевозке», — замечает Оксана Волканова, директор по развитию туроператора ICS Travel. По ее словам, в сравнении с 2021-м спрос вырос в два раза. Сейчас цена недельного тура в мае в пятизвездочном отеле по системе «все включено» начинается от 47 690 рублей, в августе — от 62 491 рубля (при двухместном размещении). Цена билетов — от 32 000 рублей на регулярных рейсах в обе стороны.
Все опрошенные Forbes туроператоры и эксперты надеются, что Турция и Россия найдут компромисс для поддержания турпотока в 2023 году, особенно в пиковый летний сезон. Одни убеждены, что в случае форс-мажора смогут отправить туристов на отдых с помощью турецких авиаперевозчиков, другие — что будет найдено новое решение для обслуживания самолетов из России в аэропортах.
Кроме российских компаний, есть турецкие чартеры — летом прошлого года они помогли справиться с кризисом, который переживает российская авиаотрасль. «Все полетные программы в Анталью, Даламан, Бодрум и Измир были запущены главным образом на крыльях турецких перевозчиков Turkish Airlines, Pegasus, Corendon Airlines, Anadolu Jet», — рассказали в пресс-службе туроператора «Интурист». С 1 апреля клиентов туроператора будут перевозить две турецкие авиакомпании и две российские с вылетом из 15 городов России.