В сети компьютерных клубов Colizeum, открывшейся шесть лет назад, сейчас работает более 350 франчайзинговых площадок. В этом году компания впервые вошла в рейтинг самых выгодных франшиз, заняв второе место в списке брендов с инвестициями от 5 млн рублей
Сеть создали трое предпринимателей — владельцев барбершопов TopGun, которые вовремя заметили всплеск интереса потребителей к командной игре в киберклубах: их аудитория в России за последние три года выросла вдвое, а рынок прирос на 54%, достигнув 20 млрд рублей. В 2023 году у Colizeum открылось 112 партнерских площадок, киберарен, и ни одной не закрылось.
В 2017 году начался ренессанс компьютерных клубов: как и в 1990-е, они стали популярны у геймеров, в основном школьников и студентов от 13 до 25 лет. В них особая атмосфера, можно играть в компании друзей на «мощном железе», игровые площадки открыты круглосуточно, в них можно перекусить, да и по ценам на основные услуги они доступны: фактически за час игры клиент платит в среднем 45 рублей (цена с учетом акций), по данным Langame. Предприниматель Алексей Локонцев решил воспользоваться растущим спросом и создать франшизу компьютерных клубов. Он родом из Тулы, за его плечами — около 30 закрытых бизнесов, рассказал он Forbes. «Я торговал пирожками на базаре, у меня был свадебный салон, турагентство, я занимался арендой квартир», — перечисляет Локонцев. В 2014 году он открыл первый барбершоп под брендом TopGun и начал развивать франшизу, сейчас эта сеть насчитывает более 270 салонов.
«Денег на новый киберспортивный бизнес у меня не было, поэтому я решил занять у своих самых активных франчайзи», — вспоминает предприниматель. Его партнерами стали москвичи Николай Антонов и Дмитрий Смуров, которые дружили с первого класса и вместе управляли барбершопами TopGun по франчайзингу. В 2017 году они втроем основали компанию Colizeum.
Обкатать франшизу
Первый свой клуб на 30 компьютеров предприниматели открыли в Туле в ТЦ «Тройка» в конце 2017 года. «Мы хотели обкатать новый проект на низкой аренде и прощупать спрос», — рассказывает Антонов. Их прогнозы оправдались: молодежь потянулась в клуб, вложенные в проект 6 млн рублей окупились менее чем за год. «Это торговый центр, где мало посетителей, если продукт там зашел, я понял, что он будет работать везде», — объясняет Локонцев.
Продажи франшизы запустили сразу же, но поначалу ею мало кто интересовался, говорит Николай Антонов. Чтобы привлечь партнеров, создателям Colizeum пришлось самим открыть несколько клубов. В 2018 году появилась вторая киберарена на 67 компьютеров в Москве — в ТРЦ Columbus. «Многие ошибки мы допустили сами, чтобы потом снизить риски для наших франчайзи», — замечает Антонов. Площадка в Москве была выгодной по аренде, но потребовала больших вложений в ремонт и оборудование — около 22 млн рублей. В то время у предпринимателей было мало опыта, а рынок софта для клубов был слабо развит. «Теперь такую площадку мы могли бы открыть за 15 млн рублей», — убежден Антонов. Они со Смуровым продали свои барбершопы Локонцеву, чтобы полностью сосредоточиться на развитии Colizeum.
Фото Дмитрия Печурина для Forbes
Непросто было найти и технического партнера, вспоминает Антонов: «Отношение у компаний было скептическое: кому эти клубы сейчас нужны?» Позже генеральным партнером стал тайваньский производитель Asus, который не только дает скидки на технику на 20–30%, но и спонсирует турниры в клубах. Сейчас управляющая компания Colizeum тратит 1% выручки на призовой фонд для турниров, это 3–4 млн рублей в год.
Активные продажи франшизы начались в 2019 году: первые партнерские клубы открылись в Мытищах, Балашихе, возле метро «Шаболовская» в Москве. «Франчайзи привлекала новая бурно растущая сфера и относительная легкость в управлении», — говорит Антонов. Многие партнеры Colizeum — опытные бизнесмены, мужчины 30–45 лет, ищущие бизнес, который не требует вовлеченности в оперативное управление, уточняет он.
Даже новичкам несложно войти в этот бизнес: для открытия площадки не нужен квалифицированный персонал, как для салонов красоты или ресторанов. «Компьютеры не болеют, не просят повышения зарплаты», — улыбается Локонцев. Кроме того, не так много поводов для жалоб и рекламаций от клиентов. Очень частая история, когда франчайзи приходят в этот бизнес по наводке своих сыновей, рассказывает Локонцев. Предприниматель Дмитрий Щеголев, у которого два клуба Colizeum в Самаре, рассказал, что узнал о киберклубах от сына. Он изучил тему и решил инвестировать в этот бизнес, это его первый опыт во франчайзинге. «Не так много рынков сейчас, которые растут на 30–40% в год», — поясняет Щеголев. Теперь клубами управляет его 26-летний сын.
Для управления клубами в Colizeum разработали ПО, есть своя программа лояльности. Для всей сети работает круглосуточная техническая поддержка. В 2022 году появилось мобильное приложение: клиенты теперь сами бронируют часы для игры. Если покупатель франшизы не хочет сам управлять клубом, головной офис за 70 000 рублей в месяц нанимает менеджера.
Колизей в спальном районе
За три года оборот рынка киберклубов вырос с 13 млрд до 20 млрд рублей, показало исследование компании Langame. Это почти столько же, сколько заработали кинотеатры (21,8 млрд рублей). Всего в России работает 2300 площадок, тогда как в 2019 году их было около 1000. В тройку самых крупных франшиз входят сети True Gamers и CyberX, а также Colizeum, который по количеству точек лидирует с серьезным отрывом, говорит руководитель Langame Павел Голубев.
Предприниматель Кирилл Чернов в 2019 году случайно попал на открытие Colizeum в Одинцово. «Увидел, что в клуб стоит очередь, и заинтересовался, — вспоминает он. — Тогда в сети было уже 40 клубов, она была самой крупной в России». Хотя сам Чернов никогда не увлекался играми, он поверил в идею и открыл три арены в Москве. «У многих дома есть компьютеры, но ребята ходят в клуб ради тусовки или чтобы поиграть на хорошем железе», — замечает Чернов. Дмитрий Щеголев открыл один из своих клубов в спальном районе Самары и говорит, что с выбором места не просчитался. Многие ребята, приходящие в клуб, — из семей с достатком ниже среднего. «Мне понравилось, что создатели франшизы уделяют такое внимание дизайну», — поясняет Щеголев. По его словам, теперь молодежь из унылых кварталов может проводить время в красивом пространстве.
Фото Дмитрия Печурина для Forbes
В регионах и небольших городах киберспортивные клубы — еще более выгодный бизнес, говорят эксперты. Ставки аренды и зарплаты там ниже, а цена за час такая же. Всего в сети 361 клуб, еще 60 — на стадии открытия.
Обещания и реальность
Владельцы франшизы Colizeum обещают партнерам, что при стартовых вложениях 5–6 млн рублей бизнес окупится в среднем через год-полтора. Чернов рассказал, что первый его клуб окупился за два года, но он знает партнеров, которым удалось вернуть инвестиции за год. Срок сильно зависит от помещения: Кирилл Чернов открыл арену в ТЦ «Зигзаг» на месте бывшего скалодрома, ему пришлось вложиться в ремонт и потратить гораздо больше, чем заложено в бизнес-модели.
Каждая из арен приносит 400 000–600 000 рублей прибыли в месяц, рассказывает он, 85% доходов — это почасовая оплата (посетители платят за час 70–130 рублей, пакет 10 часов ночью — 400–700 рублей). 15% приходится на продажи безалкогольных брендированных напитков и еды. В большинстве клубов Colizeum нет алкоголя, пиво продают только на некоторых площадках необычного формата. Например, в 2022 году в ТЦ «Горная карусель» под Сочи открылся большой клуб на 5000 кв. м. Там клиентура более взрослая, 35–40 лет.
Отношение к компьютерным играм и киберспорту меняется, все меньше людей считают их чем-то маргинальным, говорят эксперты. Этому способствует развитие турниров, чемпионатов, поддержка киберспорта в вузах, победы российских команд на международных соревнованиях, считает Максим Флер, президент Федерации компьютерного спорта Москвы. А бурный рост киберклубов — позитивный тренд, ведь это базовая инфраструктура для тренировок.
В 2021 году команда Team Spirit, в которой были игроки из России и Украины, выиграла в мировом чемпионате по Dota2, заработав на пятерых $18,2 млн. «После этой победы мы получили несколько десятков заявок на франшизу», — вспоминает Антонов.
Во время пандемии ни один Colizeum не закрылся. Владельцы франшиз сохранили персонал, некоторые сдавали компьютеры в аренду, чтобы заработать, рассказывает Антонов. «Из- за ковидных ограничений с рынка ушли слабые игроки, мы заняли их площади, — объясняет он. — Когда клубы были закрыты, мы проводили онлайн-турниры, чтобы нас не забыли». В 2022-м сеть достигла оборота 2,3 млрд рублей, теперь арены работают в 16 странах, в том числе Польше, Франции, Турции, Грузии, Таиланде, Армении, скоро откроется арена в ОАЭ. Рынок киберклубов еще далек от насыщения, считают эксперты. До февраля 2022-го он рос на 30% в год, а в прошлом году не стагнировал в отличие от многих других направлений игровой индустрии, а увеличился на 15%, отмечает Павел Голубев. Он убежден, что в 2023 году клубы отыграют свое и вернутся к прежним темпам роста.