02 September 2021

Как экономист и физик организуют молодежные конкурсы для PepsiCo и «Почты России»

Как экономист и физик организуют молодежные конкурсы для PepsiCo и «Почты России»

Предпринимательская история 28-летних Сергея Акопяна, экономиста по образованию, и Игната Зайончковского, физика, началась с работы по найму в «Рыбаков фонде». Там они занимались организацией молодежного бизнес-клуба и программами молодежного предпринимательства, в частности конкурсами «Преактум» для студентов, желающих стать предпринимателями. 

В конце 2018 г. «Рыбаков фонд» предложил Сергею и Игнату (как и нескольким другим сотрудникам фонда, показавшим наибольшие успехи в развитии молодежных проектов) пройти программу акселерации в фонде и заняться собственным бизнесом. В феврале 2019 г. Акопян, Зайончковский и два их сослуживца зарегистрировали одноименную компанию «Преактум». Задача была превратить успешный, но некоммерческий проект в прибыльный бизнес. В 2019 г. партнеры получили 3 млн руб. выручки. 

В пандемию массовые мероприятия попали под запрет, а потенциальные клиенты заморозили непрофильные мероприятия и набор персонала. Но это не помешало «Преактуму» в 2020 г. нарастить выручку до 8 млн руб. и получить 2,5 млн руб. прибыли. С октября 2020 г. Дальневосточный федеральный университет использует лицензию на платформу «Преактум» для «Дальневосточного старта». Это интерактивная образовательная программа, которая помогает молодым предпринимателям и студенческим стартапам начать бизнес на Дальнем Востоке без необходимости уезжать в другие регионы, рассказывает Дмитрий Боровиков, заместитель проректора ДВФУ и директор технопарка «Русский». К платформе должны были подключаться другие вузы, она нужна была для контроля результатов команд и общения наставников с командами, организации образовательных курсов. Для этого им пришлось сильно изменить форматы конкурсов и найти заказчиков среди крупных корпораций. Незадолго до пандемии Сергей и Игнат запустили новый вид конкурсов – «предпринимательский кейс», благодаря которым компании могут получить решения текущей конкретной задачи. Первыми заказчиками стали компании Splat и Promobot. На конкурсе участники адаптировали под иностранные рынки письма основателя Splat Евгения Демина из каждой пачки зубной пасты. Для Promobot школьники и студенты на конкурсе придумали 10 вариантов роботов, в том числе робота-охранника, консьержа, отельера, робота-учителя и компаньона для пожилых людей. Тогда же участники конкурса предложили сделать робота-дезинфектора – и Promobot реализовал эту идею в начале пандемии в 2020 г., говорит директор по развитию Promobot Олег Кивокурцев. 

Цифровая почта 

Проблема нанимателей – молодежь плохо представляет, как выглядит повседневная работа на тех или иных должностях и как строится общение с коллегами. Столкнувшись с реальностью, они уходят из компаний еще во время испытательного срока. Значит, надо организовать предварительное онлайновое знакомство молодежи с рабочими процессами в компаниях, решили Акопян и Зайончковский. 

Так у «Преактума» появилась новая идея – виртуальные стажировки. Игнат и Сергей обратили внимание на австралийский стартап The Forage, который собирал тестовые задания разных компаний и снимал видео с их реальными сотрудниками. Основатели стартапа провели интервью с представителями крупных компаний и сделали симулятор рабочего дня – виртуальную стажировку. 

Запуск виртуальной стажировки занимает около месяца. Ее разрабатывают профессиональные сценарист и методолог (штатные сотрудники «Преактума»). Виртуальная стажировка продается по подписке – от 50 000 руб. в месяц. 

Первым и пока единственным покупателем виртуальных стажировок стала «Почта России», которая в апреле 2021 г. заказала «Преактуму» организацию конкурса для молодежи. Задание для участников – придумать дополнительные продукты и сервисы для сети почтовых отделений. Почта также хотела показать студентам, что она современный оператор электронной коммерции, решающий творчески интересные задачи. Акопян и Зайончковский предложили совместить конкурс с новым форматом – виртуальной стажировкой. Пилотный проект был запущен в Великом Новгороде в апреле 2021 г. 

Из 100 прошедших отбор кандидатов стажировку завершила половина. Но на долю этой половины приходится 90% разработанных на конкурсе решений. Большинство участников конкурса продолжают обучение в вузах, поэтому постоянное трудоустройство не обсуждалось. Но возможна частичная занятость некоторых студентов, говорит Игорь Пустозеров, руководитель Центра развития социальных профориентационных проектов корпоративного университета «Почты России». 

За счет продажи цифровых продуктов – онлайновых вариантов конкурсов и виртуальных стажировок – «Преактум» надеется по итогам 2021 г. нарастить выручку до 16 млн руб. Студенты хотели бы вернуться к офлайновым конкурсам, но этого не хотят заказчики. Никто не готов вкладывать деньги в мероприятия, которые могут отмениться за один день, поясняет Акопян.


Редактор
Елена Федотова - редактор