Инфраструктура как услуга — IaaS
Организациям нужна возможность управлять бизнес-процессами, работать с поставщиками, обслуживать клиентов, а не IT-инфраструктура сама по себе. С этой точки зрения нет смысла покупать новый сервер и ждать его поставку 16 недель. Вместо этого быстрее и проще за один день развернуть виртуальный сервер в облаке провайдера и приступить к работе.
Такой подход называется IaaS — инфраструктура как услуга. Облачный провайдер владеет физическим оборудованием, а своим клиентам предоставляет виртуализированные ресурсы: серверы и хранилища данных. Они быстро развертываются и масштабируются в зависимости от текущей нагрузки. Преимущество такого подхода в том, что предприятие платит только за то, что использует. Отпадает необходимость держать резервные мощности на случай резкого роста нагрузки. IT-отдел подключает и отключает ресурсы в зависимости от текущих потребностей. Таким образом, IaaS позволяет экономить деньги на железе и сократить расходы на IT-отдел.
Пример
Онлайн-магазин тратит деньги на контекстную рекламу, однако корпоративный сервер не справляется с ростом нагрузки, что приводит к замедлению работы сайта. Результатом рекламной кампании становится не рост, а падение продаж и негативный клиентский опыт.
Есть два выхода из этой ситуации:
- купить новый сервер;
- перенести сайт в облако.
Покупка сервера — дорогостоящее решение. А вот перенос сайта в облако проще и дешевле: вместо затрат на покупку, организация переходит на регулярные платежи за используемые мощности. Вдобавок провайдер предоставляет и другие услуги, например, аварийное восстановление и защиту от DDoS-атак.
Платформа как услуга — PaaS
PaaS — это логическое развитие IaaS. Услуги провайдера не ограничиваются инфраструктурой и дополняют ее средствами разработки, промежуточным ПО и системами управления базами данных. PaaS выбирают разработчики, так как платформа предоставляет инструменты для работы и обеспечивает управление жизненным циклом приложений: создание, тестирование, развертывание и обновление. Со своей стороны облачный провайдер обеспечивает работоспособность услуги.
Пример PaaS-платформы — Google App Engine. Она позволяет командам разрабатывать масштабируемые приложения на разных языках программирования в облачных дата-центрах под управлением Google.
Основное преимущество PaaS-платформы — удобство. Например, руководство компании решило релоцировать разработчиков в Грузию или Сербию. PaaS позволяет быстро перевезти команду и продолжить работу на новом месте. При работе на локальной IT-инфраструктуре так безболезненно переехать не получится.
ПО как услуга — SaaS
SaaS — это готовый к работе сервис с оплатой по подписке. Примеры: 1С, ERP, CRM, СЭД.
Если упрощенно: зачем развертывать 1C локально и регулярно страдать от того, что у всех все тормозит пока бухгалтерия перепроводит документы? Намного удобнее перейти в облако, где необходимые мощности предоставляются автоматически исходя из текущей загрузки.
Однако тут у многих возникают опасения: а что если кто-то посторонний получит доступ к корпоративным данным? В реальности вероятность такого развития событий такая же, как и при локальном развертывании ПО. Ведь основные источники угроз для IT-систем — это не хакеры, а собственные сотрудники, безалаберно относящиеся к мерам безопасности.
В целом, сохранность данных в облаке выше — у провайдеров несколько дата-центров в разных регионах и странах. Поэтому перебои с электричеством, стихийные бедствия или другие катастрофические события не повлияют на сохранность корпоративных данных и доступность облачных услуг.
Другие преимущества SaaS-платформ — это подписная модель оплаты услуг и простота миграции. Если не понравилась одна CRM или СЭД, можно быстро перейти на другую. С купленным ПО так не получится. Финансовый директор быстро напомнит, что деньги за софт уже уплачены и вернуть их невозможно.
Как выбрать облачного провайдера
Есть несколько базовых параметров, на которые надо ориентироваться.
Количество дата-центров
У провайдера есть несколько дата-центров в разных регионах России и за рубежом.
Защищенность
Определяется по четырем классам — Tier I, II, III и IV. Про первые два можно забыть, так как надежными считаются дата-центры классов Tier III и Tier IV. Только они способны обеспечить бесперебойную работу облачных сервисов.
SLA — соглашение об уровне услуг
SLA фиксирует гарантии провайдера и обязательства сторон. Он включает гарантию доступности услуг и регламентирует работу техподдержки. Например, уровень доступности 99,9% означает, что общее время простоя не может превышать 43,5 минут в месяц.
Тестовый период
Любой сервис важно оценить в бою. Для этого многие провайдеры предлагают тестовый период. Это хороший способ проверить работу выбранных сервисов и оценить техподдержку. Важно понимать, как быстро сотрудники провайдера отвечают на запросы и насколько качественно решают проблемы клиентов.