05 December 2025

«Фигачить никто не отменял»: как преодолевать кризисы в бизнесе

«Фигачить никто не отменял»: как преодолевать кризисы в бизнесе

«Все, что происходит, так или иначе для чего-то нужно. Когда так смотришь на жизнь, начинаешь реально искать возможности». Как основатель рекламной платформы AstraLab и участник «30 до 30» Иван Парышев справляется с кризисами компании — в подкасте «Что-то пошло не так»

Иван Парышев еще в детстве научился «вкалывать». Школьником он посещал более 20 секций, а в 12 лет уже работал — раздавал флаеры в костюме солнца в туристическом агентстве. С годами интерес к рекламе побудил его выучиться на маркетолога.  

В студенчестве Парышеву пришла идея создать рекламную платформу на базе компьютерного зрения. Технология на основе ИИ оценивает статью, которую просматривает пользователь, и выдает ему релевантную и нераздражающую рекламу. В 2018 году Парышев реализовал задумку — запустил стартап AstraLab (ранее AstraOne) вместе с основателем маркетинговой группы Genius Group Геннадием Нагорновым и создателем рекламной компании Hybrid Дмитрием Чекловым.

В первый же месяц стартап вышел в прибыль, а в первый год выручил 100 млн рублей — в четыре раза больше планируемого. В 2019-м партнеры открыли офис за рубежом и думали о дальнейшем масштабировании. Пандемия 2020 года этому помешала. Компания потеряла до 90% международных клиентов, иностранные офисы «схлопнулись», а между предпринимателями начались разногласия. 

 

В итоге Парышев остался единственным владельцем стартапа. Чтобы выполнить обязательства перед партнерами и сохранить команду, ему пришлось занимать деньги и брать кредиты. AstraLab выстоял.

Иван Парышев (Фото DR)

В 2022 году стартап встретил новый кризис: с уходом иностранных компаний он потерял более половины клиентов. Пережив и этот «шторм», платформа продолжила расти. В 2024 году ее выручка превысила 2 млрд рублей, сегодня AstraLab насчитывает более 20 рекламных инструментов. 

 

В этом году Парышев попал в рейтинг самых перспективных молодых россиян «30 до 30» Forbes. Как ему удалось в одиночку пережить несколько кризисов? Что помогало не опускать руки? И какие уроки предприниматель вынес из этого?

Публикуем фрагменты беседы. А целиком выпуск можно послушать тут

Что делать в кризис?

«Кризис — это когда то, как ты делал раньше, уже не работает, потому что поменялись внешние условия. И чем быстрее ты адаптируешься, чем быстрее ты примешь, что надо действовать по-новому, чем быстрее ты выберешь этот новый план и начнешь фокусироваться на новых вещах, тем быстрее все получится»   

 

Розовые очки

«Для меня первый рубеж был 100 млн рублей выручки. Мы его преодолели за полгода. Это супербыстрый рост. <...> И вот он как раз формирует ощущение, что ты всесилен, формирует главную ошибку — что ты не ошибаешься. Мне кажется, это такие розовые очки. И я все чаще пытаюсь себя отлавливать, если вижу, что все получается».

Пик боли

«Ты сидишь такой, думаешь, блин, что будет с международкой? Непонятно. Что будет в России? Непонятно. Что будет с партнерством? Непонятно. Ничего непонятно, и кредиты тебе, блин, даже не дают. Это был пик боли. Ты ловишь себя на ощущении, что ты не можешь ничего поменять. Вот это, мне кажется, самое страшное — когда понимаешь, что твои усилия никак не влияют на результат».

Партнерство как брак

«Любое партнерство в бизнесе крайне похоже на брак. В том плане, что вы вместе хотите что-то создать, и для вас это серьезное и долгосрочное намерение. Когда у тебя четверо партнеров, это действительно похоже на развод четырех [супругов]. Наверное, главная наша ошибка была в том, что мы не провели глубокую партнерскую сессию. <…>

Когда корабль идет в шторм, самое важное, чтобы его курс был максимально устойчивым. Когда у тебя у штурвала стоят два человека, или, не дай бог, три, это с большей вероятностью приведет вас в столб, чем если стоит один человек, который, возможно, где-то менее точно делает движение, но системно».

Бизнесовая эйфория

«Для предпринимателя челлендж — это все, это же дофамин вечный. Ты постоянно находишься, в хорошем смысле этого слова, в бизнесовой эйфории. Всегда нужен вызов, конкуренция, это очень круто тебя мобилизует. Как только это уходит — все. Самая главная история — это понять, что в какой-то момент ты начинаешь создавать себе проблемы».

 

Критик-помощник

«Внутренний критик — это классно, и важно с ним не бороться. Моя концепция состоит в том, что важно ему [критику] не говорить, что он не прав. Важно не проявлять это так, что я плохой или что-то не получилось. Критик — это часть тебя, и у тебя рядом с ним есть рациональная часть, которая тебе говорит: «Слушай, есть какие-то вещи, которые мы можем вместе сделать лучше».

Три главных урока

«Три важные вещи, которые тебе помогут, если ты в кризисе. Первое — это план, написанный от руки. Когда ты начинаешь рационализировать все свои домыслы и внутренние опасения, ты понимаешь, что не так страшен черт. Вторая вещь — это коннект с командой. <...> Главный урок моего кризиса — это люди. <...> Ты и заряжаешь, и сам заряжаешься в ответ. И третья история — фокус [на новом]. Ну и фигачить. Это никто не отменял».