С 1 сентября 2022 года в силу вступил ряд изменений для электронных перевозочных документов. Сегодня отчетливо видно, насколько быстро логистическая отрасль движется в сторону тотальной цифровизации.
Давайте разберем несколько популярных предубеждений и начнем с законов, которые позволяют всем участникам перевозки полностью отказаться от бумажных транспортных накладных.
Нормативно-правовая база: почему с ЭТрН не нужно возить бумажные дубликаты
Нередко участники логистической цепочки не имеют уверенности относительно законности перехода на ЭТрН. Приведем основные постановления правительства:
1 января 2022 года вступил в силу Федеральный закон от 02.07.21 № 336-ФЗ, который внес изменения в Устав автомобильного транспорта. В электронном виде стало возможным оформлять следующие документы:
- транспортную накладную;
- заказ-наряд;
- сопроводительную ведомость (п. 27 — 30 ст. 2 Федерального закона от 08.11.07 № 259-ФЗ).
Форматы перевозочных документов были утверждены в приказе ФНС от 09.12.21 № ЕД-7-26/1065.
21 мая 2022 года постановлением Правительства №931 утвержден порядок обмена электронными транспортными накладными, заказ-нарядами и сопроводительными ведомостями.
Почему мы убеждены, что все эти перемены к лучшему? Мы собрали примеры взаимодействия участников логистической цепочки с бумажной транспортной накладной и ЭТрН.
Преимущества электронных документов мы представили в таблице ниже:
Как работают логистические процессы с бумажной ТН и электронной ТН
Что нужно сделать компании для перехода на ЭТрН?
Среди многих представителей логистической цепочки бытует мнение, что переход на электронные транспортные накладные — процесс сложный, долгий и затратный. Однако на деле, чтобы начать пользоваться ЭТрН, компании нужно предпринять всего несколько шагов:
- Подключение к оператору ЭДО, который будет передавать ЭТрН в ГИС ЭПД.
- Получение электронных подписей. Водителю и сотруднику склада будет достаточно ПЭП (простой электронной подписи), а вот сотрудники, которым придется подписывать транспортные накладные от лица компании придется получить УКЭП (усиленную квалифицированную электронную подпись).
- Настройка ЭДО на мобильных устройствах. Перед запуском работы с ЭТрН удостоверьтесь, что у водителей есть доступ к ЭТрН с мобильного устройства.
- В завершении следует подписать соглашение о переводе ТрН в электронный вид между всеми участниками логистической цепочки, в котором необходимо детально прописать порядок взаимодействия с ЭТрН.
Логистическая отрасль движется в сторону тотальной цифровизации — в этом нет сомнений. Вопросы о нюансах перехода на ЭТрН обсудили эксперты СберКорус в рамках вебинара «ЭТрН 2022: цифровая логистическая цепочка документов».