12 September 2022

Электронные транспортные накладные: что меняется в логистической цепочке и почему это — к лучшему?

Электронные транспортные накладные: что меняется в логистической цепочке и почему это — к лучшему?

С 1 сентября 2022 года в силу вступил ряд изменений для электронных перевозочных документов. Сегодня отчетливо видно, насколько быстро логистическая отрасль движется в сторону тотальной цифровизации.

Давайте разберем несколько популярных предубеждений и начнем с законов, которые позволяют всем участникам перевозки полностью отказаться от бумажных транспортных накладных.

Нормативно-правовая база: почему с ЭТрН не нужно возить бумажные дубликаты

Нередко участники логистической цепочки не имеют уверенности относительно законности перехода на ЭТрН. Приведем основные постановления правительства:

1 января 2022 года вступил в силу Федеральный закон от 02.07.21 № 336-ФЗ, который внес изменения в Устав автомобильного транспорта. В электронном виде стало возможным оформлять следующие документы:

 

Форматы перевозочных документов были утверждены в приказе ФНС от 09.12.21 № ЕД-7-26/1065.

21 мая 2022 года постановлением Правительства №931 утвержден порядок обмена электронными транспортными накладными, заказ-нарядами и сопроводительными ведомостями.

Почему мы убеждены, что все эти перемены к лучшему? Мы собрали примеры взаимодействия участников логистической цепочки с бумажной транспортной накладной и ЭТрН.

Преимущества электронных документов мы представили в таблице ниже:

Электронные транспортные накладные: что меняется в логистической цепочке и почему это — к лучшему?

Как работают логистические процессы с бумажной ТН и электронной ТН 

Что нужно сделать компании для перехода на ЭТрН?

Среди многих представителей логистической цепочки бытует мнение, что переход на электронные транспортные накладные — процесс сложный, долгий и затратный. Однако на деле, чтобы начать пользоваться ЭТрН, компании нужно предпринять всего несколько шагов:

  • Подключение к оператору ЭДО, который будет передавать ЭТрН в ГИС ЭПД.
  • Получение электронных подписей. Водителю и сотруднику склада будет достаточно ПЭП (простой электронной подписи), а вот сотрудники, которым придется подписывать транспортные накладные от лица компании придется получить УКЭП (усиленную квалифицированную электронную подпись).
  • Настройка ЭДО на мобильных устройствах. Перед запуском работы с ЭТрН удостоверьтесь, что у водителей есть доступ к ЭТрН с мобильного устройства.
  • В завершении следует подписать соглашение о переводе ТрН в электронный вид между всеми участниками логистической цепочки, в котором необходимо детально прописать порядок взаимодействия с ЭТрН.

Логистическая отрасль движется в сторону тотальной цифровизации — в этом нет сомнений. Вопросы о нюансах перехода на ЭТрН обсудили эксперты СберКорус в рамках вебинара «ЭТрН 2022: цифровая логистическая цепочка документов».