Несмотря на развитие франчайзинга в России, 32% соискателей не готовы рассматривать вакансии в компаниях-франчайзи, показало совместное исследование платформы онлайн-рекрутинга hh.ru и сети клиник Biorise
Недоверие может быть связано с негативным опытом работы во франчайзинговом бизнесе, а также с желанием трудиться в независимых организациях, указывают авторы исследования платформы онлайн-рекрутинга hh.ru и сети клиник Biorise, с которым ознакомился Forbes. Среди тех 68% участников исследования, кто рассматривает трудоустройство у франчайзи, большинство (78%) в этом сегменте бизнеса раньше не работало.
В исследовании участвовало более 1700 респондентов, находящихся в поиске работы, вопросы задавались о рынке франшизы в целом, без фокусировки на медицинском сегменте.
Опрос показал, что уровень доверия к франшизам высокий, а предвзятое отношение части соискателей может быть связано со стереотипами, что бизнес по франшизе менее прозрачный, считает сооснователь клиник инфузионной терапии Biorise Артур Зарипов.
По данным опроса, большинство респондентов, готовых работать у франчайзи, считают, что в таких компаниях можно быстрее сделать карьеру. Ключевыми факторами при выборе работы будут уровень зарплаты (90%), стабильность компании (64%), возможность профессионального обучения и развития (55%) и трудоустройство по Трудовому кодексу (54%).
Последний пункт для многих кандидатов может стать основной проблемой, потому что не все франчайзи готовы заключать с сотрудниками трудовые договоры, а многие соискатели считают, что такая ситуация — чуть ли не во всем сегменте, хотя на деле это и не так, считает франчайзи, владелец центра по подготовке к ЕГЭ «Годограф Лобня» Алсу Гайнутдинова.
Нежелание идти к франчайзи может быть связано с плотным контролем со стороны управляющей компании, полагает основатель и руководитель компании International Franchizing Consulting Group Дмитрий Ролько. Сотруднику компании-франчайзи придется пройти обязательные стажировки и обучение — иногда онлайн, но чаще всего в офисе управляющей компании или на точке опытного партнера, а не там, где человек собирается работать. Этот вводный этап обычно не оплачивается, напоминает Ролько. Кроме того, владельцы франшиз поддерживают единые стандарты во всей сети, а это означает постоянные тренинги для линейного персонала, тестирования и проверки тайных покупателей, — далеко не всем потенциальным сотрудникам это нравится, объясняет Ролько.
Франчайзинг все еще часто воспринимается как менее стабильная форма бизнеса, и это может отпугнуть часть высококвалифицированных специалистов, считает учредитель и гендиректор франчайзинговой медицинской клиники CMD (Балашиха и Котельники) Тимофей Кузнецов. И прежде всего это касается организаций, еще не получивших широкую известность на рынке. Например, медицинские работники зачастую предъявляют высокие требования к условиям труда, профессиональному росту и стабильности, поэтому могут предпочесть хорошо известные больницы и клиники с устоявшейся репутацией, объясняет Кузнецов.
Франчайзинговые сети в последние несколько лет выделяют проблему нехватки персонала как одну из ключевых, рассказывает Ролько. Сейчас многие отрасли испытывают кадровый голод из-за демографической ситуации и оттока с российского рынка сотрудников из стран СНГ, и в этих условиях недоверие к франчайзингу со стороны соискателей добавляет проблем, признает эксперт.
Поэтому владельцы франшиз активно внедряют новые инструменты и практики удержания персонала и передают эти ноу-хау своим франчайзи, продолжает он. В качестве примера Ролько называет полугодовые бонусные программы, индивидуальные инициативы по улучшению условий труда, а также популярные у всей розницы акции «приведи друга, который проработает три месяца, и получи бонус».
Кроме того, франшизам, особенно в отраслях, требующих соискателей с высокой квалификацией, нужно стремиться к прозрачности и укреплению репутации, уверен Кузнецов из CMD. Это поможет развеять мифы и стереотипы о франчайзинге и повысит уровень доверия у потенциальных сотрудников, убежден он.