Как читать договор?
Время изучения: 6 минут
Наверное, каждый слышал увлекательные истории о невнимательном прочтении договоров и последовавших серьезных убытках. Рассказываем, как читать договор и на что обращать внимание, чтобы не разориться.
Что такое договор?
Договор — соглашение лиц об условиях взаимодействия, правах/обязанностях друг друга, сроках, а также возможных санкциях в случае невыполнения. Договор - документ для юриста. Как правило, к нему повторно обращаются при уточнении деталей или в случае возникновения разногласий.
Идеальный договор должен быть прозрачным, полным и понятным.
О значении каждой категории спросите себя и сторону-партнера. Текст договора трактуется буквально. Любые отдаленные интерпретации, вероятно, не будут рассмотрены судьей.
Что делать до подписания?
- Всегда требуйте копию.
- Не читайте договор “бегом”. Советуем несколько раз перечитать документ, задавая вопросы к каждой обтекаемой формулировке (лучше их избегать). Если что-то указано не так, как вы бы этого желали, решение одно - переделать!
- Ставьте под сомнение каждую строчку. Никогда нельзя быть уверенным в 100% надежности контрагента. Не исключено, что сложный текст договора был создан, чтобы ввести вас в заблуждение.
- Дайте почитать другим (лучше - юристу). При первом прочтении часто не возникает “острых” вопросов. Однако именно они впоследствии могут оказаться роковыми. Предложите ознакомиться с документом маме, лучшему другу или знакомому юристу.
- Постарайтесь визуализировать написанное. Если при чтении документа вы не можете представить отраженную в тексте информацию или построить цепочку причинно-следственных связей - обратитесь к партнеру с намерением “прояснить” нюансы в тексте.
На что обратить внимание при прочтении?
- Стороны — то есть с кем именно вы заключаете договор;
- Права — что можете вы, а что ваш партнер;
- Обязанности — что должны выполнить вы и ваш партнер;
- Сроки;
- Санкции — что ждет вас и вашего партнера в случае невыполнения;
- Где урегулировать спор? — вдруг вы и ваш контрагент находитесь в разных городах.
Подписывайте все страницы договора, а также регистрируйте все письма, звонки и сообщения партнеров. В этом случае “дотошность” — оправданный шаг.