Что такое товарный знак и как его зарегистрировать?

Что такое товарный знак и как его зарегистрировать?
409
10

Время изучения: 6 минут 

Объясняем, как компании выделить продукт среди других и защитить его на рынке. 

Что такое товарный знак? 

Товарный знак (ТЗ) — это уникальное обозначение продукта, которое даёт предпринимателю исключительное право пользования. 

ТЗ действителен 10 лет. Предприниматель может возобновить действие товарного знака с помощью повторной регистрации. 

Если «обозначение» не используется в течение 3 лет - права могут утратить силу. 

См. ст. 1477–1479 ГК РФ.

Виды товарных знаков 

В статье 1482 ГК РФ перечислен следующий перечень ТЗ: 

Словесный – содержит только текст (буквы, предложения, словосочетания). Например, названия телеканала «НТВ», банка «Точка» или напитка «Lipton»

Изобразительный – представляет собой любое изображение, без надписи.  

Объемный – к такому виду товарных знаков относят трехмерные объекты (форма товара, оригинальная упаковка). Самый известный пример – бутылка Coca-Cola.

Комбинированный – включает как словесные обозначения, так и изобразительные формы, объемы. 

Звуковой – просто представьте музыкальную заставку вашей любимой радиопередачи.

Обонятельный – некоторые бренды создают уникальные запахи для закрепления у клиентов ассоциаций. 

Какие обозначения недопустимы в качестве товарных знаков?

По данным статьи 1483 ГК РФ в регистрации ТЗ могут отказать, если он содержит:

  • общепринятые символы и термины (например, ООН) 
  • государственные знаки
  • комбинации, способные ввести потребителя в заблуждения (например, указания «Российский» или «Московский» могут быть восприняты как обозначения государственных организаций)
  • элементы, противоречащие общим принципам морали и этики; 
  • графические, фонетические, смысловые или иные сходства с ТЗ других компаний (проверьте данные по платной базе Федерального института промышленной собственности или с помощью портала Online Patent). 

Какие документы необходимы для регистрации ТЗ?

Чтобы оформить товарный знак, компании потребуются: 

  • заявление на регистрацию
  • обозначение принимаемого ТЗ
  • описание товарного знака (в произвольном виде)
  • перечень товаров и услуг, к которым будет применимо обозначение (см. Международную классификацию товаров и услуг – МКТУ 11) 
  • согласие на обработку персональных данных

Документы в Роспатент можно подать лично, по почте или в электронном виде (с использованием электронной подписи) на порталах ФИПС, «Госуслуги». 

Сколько стоит товарный знак?

Размеры пошлин составляют: 

3 500 рублей – регистрация заявки и проведение формальной экспертизы

11 500 рублей – проведение экспертизы по существу и принятие решения по ее результатам

Подробнее см. сайт Роспатента

При подаче документов онлайн будет действовать 30% скидка на оплату госпошлины. Стоимость каждой правки/ошибки составит 2800 рублей, обжалование отказа – 13 500.

Как протекает процедура регистрации? 

  1. Роспатент проверяет оплату госпошлины и проверяет наличие документов и их соответствие требованиям закона, т.е. проводит формальную экспертизу.  (ст. 1498 ГК РФ). Срок процедуры - до 1 месяца.
  2. ТЗ проходит экспертизу по существу (проверку на сходство с другими товарными знаками). Длительность – до полугода. (ст. 1499 ГК РФ) 
  3. Если все документы подтверждены – необходимо оплатить госпошлину за регистрацию товарного знака и выдачу свидетельства. 
  4. Роспатент регистрирует товарный знак, оформляет сведения в официальном бюллетене и выдает свидетельство. Срок – 1 месяц. 

Подробнее о процедуре регистрации товарного знака см. Приказ МЭР РФ от 20.07.2015 №483

Не бойтесь выделяться, 

Команда платформы «Конструкториум»