Что такое товарный знак и как его зарегистрировать?
Время изучения: 6 минут
Объясняем, как компании выделить продукт среди других и защитить его на рынке.
Что такое товарный знак?
Товарный знак (ТЗ) — это уникальное обозначение продукта, которое даёт предпринимателю исключительное право пользования.
ТЗ действителен 10 лет. Предприниматель может возобновить действие товарного знака с помощью повторной регистрации.
Если «обозначение» не используется в течение 3 лет - права могут утратить силу.
См. ст. 1477–1479 ГК РФ.
Виды товарных знаков
В статье 1482 ГК РФ перечислен следующий перечень ТЗ:
Словесный – содержит только текст (буквы, предложения, словосочетания). Например, названия телеканала «НТВ», банка «Точка» или напитка «Lipton»
Изобразительный – представляет собой любое изображение, без надписи.
Объемный – к такому виду товарных знаков относят трехмерные объекты (форма товара, оригинальная упаковка). Самый известный пример – бутылка Coca-Cola.
Комбинированный – включает как словесные обозначения, так и изобразительные формы, объемы.
Звуковой – просто представьте музыкальную заставку вашей любимой радиопередачи.
Обонятельный – некоторые бренды создают уникальные запахи для закрепления у клиентов ассоциаций.
Какие обозначения недопустимы в качестве товарных знаков?
По данным статьи 1483 ГК РФ в регистрации ТЗ могут отказать, если он содержит:
- общепринятые символы и термины (например, ООН)
- государственные знаки
- комбинации, способные ввести потребителя в заблуждения (например, указания «Российский» или «Московский» могут быть восприняты как обозначения государственных организаций)
- элементы, противоречащие общим принципам морали и этики;
- графические, фонетические, смысловые или иные сходства с ТЗ других компаний (проверьте данные по платной базе Федерального института промышленной собственности или с помощью портала Online Patent).
Какие документы необходимы для регистрации ТЗ?
Чтобы оформить товарный знак, компании потребуются:
- заявление на регистрацию
- обозначение принимаемого ТЗ
- описание товарного знака (в произвольном виде)
- перечень товаров и услуг, к которым будет применимо обозначение (см. Международную классификацию товаров и услуг – МКТУ 11)
- согласие на обработку персональных данных
Документы в Роспатент можно подать лично, по почте или в электронном виде (с использованием электронной подписи) на порталах ФИПС, «Госуслуги».
Сколько стоит товарный знак?
Размеры пошлин составляют:
3 500 рублей – регистрация заявки и проведение формальной экспертизы
11 500 рублей – проведение экспертизы по существу и принятие решения по ее результатам
Подробнее см. сайт Роспатента
При подаче документов онлайн будет действовать 30% скидка на оплату госпошлины. Стоимость каждой правки/ошибки составит 2800 рублей, обжалование отказа – 13 500.
Как протекает процедура регистрации?
- Роспатент проверяет оплату госпошлины и проверяет наличие документов и их соответствие требованиям закона, т.е. проводит формальную экспертизу. (ст. 1498 ГК РФ). Срок процедуры - до 1 месяца.
- ТЗ проходит экспертизу по существу (проверку на сходство с другими товарными знаками). Длительность – до полугода. (ст. 1499 ГК РФ)
- Если все документы подтверждены – необходимо оплатить госпошлину за регистрацию товарного знака и выдачу свидетельства.
- Роспатент регистрирует товарный знак, оформляет сведения в официальном бюллетене и выдает свидетельство. Срок – 1 месяц.
Подробнее о процедуре регистрации товарного знака см. Приказ МЭР РФ от 20.07.2015 №483
Не бойтесь выделяться,
Команда платформы «Конструкториум»