Что такое маржинальность и чем она отличается от наценки?
Время изучения: 5 минут
Маржинальность бизнеса – один из важных показателей при оценке эффективности бизнеса. Анализ маржинальности в течение длительного периода позволяет предпринимателям определить успешность дела. Рассказываем подробнее.
Что такое?
Маржинальность - это показатель, отражающий долю маржи в выручке. Иными словами, это процент прибыли, получаемой с каждой проданной единицы товара или услуги.
Маржа – разница между себестоимостью товара и окончательной ценой, за которую клиент приобретает продукт. Как правило, в себестоимость входят издержки на производство: затраты на логистику, аренду, упаковку, зарплату и многое другое.
Маржа выражается в денежных единицах и показывает абсолютную величину прибыли от продажи. Маржинальность же представляет собой относительный показатель и показывает, какая часть выручки остается в качестве прибыли."
Пример: Представьте, что вы продаете два товара: А и Б. Оба приносят маржу 100 рублей. Однако, если товар А продается за 500 рублей, а товар Б - за 1000 рублей, то маржинальность товара А будет выше, так как на каждый рубль выручки от товара А приходится большая доля прибыли.
Формула маржинальности:
Маржинальность = Цена – Себестоимость
В чем отличие маржинальности от прибыли и наценки?
Неопытному глазу может показаться, что наценка, прибыль и маржинальность – понятия идентичные. Смело говорим нет и приводим объяснения.
Сравним формулы (в процентах):
Маржинальность = (Цена – Себестоимость) / Цена*100%
Наценка = (Цена – Себестоимость) / Себестоимость*100%
Размер наценки неограничен: он может быть любым в зависимости от расходов компании и востребованности продукта. Маржинальность, напротив, не может быть больше 100%.
Тогда что же такое прибыль?
Прибыль – доход компании после осуществления необходимых расходов (но до налогов). Чистая прибыль – доход после налоговых выплат.
Иначе говоря,
Чистая прибыль = Выручка – Себестоимость продуктов – Другие расходы (управленческие, коммерческие и пр.) – Налоги.
Как классифицированы товары по маржинальности?
При учете маржинальности выделяют следующие виды товаров:
низкомаржинальные – наценка около 10–20%. Как правило, товары первой необходимости или сферы с большой конкуренцией. Например, бытовая химия;
среднемаржинальные – около 50%. Не такие высококонкурентные сферы. Сюда можно отнести товары «долгой службы»: стройматериалы, бытовую и цифровую технику;
высокомаржинальные – 100–500% и более. Эти продукты имеют стабильный спрос – кофе, цветы, алкоголь и прочее.
Не путайте главное,
Команда платформы «Конструкториум»