Что такое маржинальность и чем она отличается от наценки?

Что такое маржинальность и чем она отличается от наценки?
286

Время изучения: 5 минут  

Маржинальность бизнеса – один из важных показателей при оценке эффективности бизнеса. Анализ маржинальности в течение длительного периода позволяет предпринимателям определить успешность дела. Рассказываем подробнее.

 

Что такое?

Маржинальность - это показатель, отражающий долю маржи в выручке. Иными словами, это процент прибыли, получаемой с каждой проданной единицы товара или услуги. 

Маржа – разница между себестоимостью товара и окончательной ценой, за которую клиент приобретает продукт. Как правило, в себестоимость входят издержки на производство: затраты на логистику, аренду, упаковку, зарплату и многое другое. 

Маржа выражается в денежных единицах и показывает абсолютную величину прибыли от продажи. Маржинальность же представляет собой относительный показатель и показывает, какая часть выручки остается в качестве прибыли."

Пример: Представьте, что вы продаете два товара: А и Б. Оба приносят маржу 100 рублей. Однако, если товар А продается за 500 рублей, а товар Б - за 1000 рублей, то маржинальность товара А будет выше, так как на каждый рубль выручки от товара А приходится большая доля прибыли.

 

Формула маржинальности: 

 

Маржинальность = Цена – Себестоимость 

 

В чем отличие маржинальности от прибыли и наценки? 

Неопытному глазу может показаться, что наценка, прибыль и маржинальность – понятия идентичные. Смело говорим нет и приводим объяснения. 

 

Сравним формулы (в процентах):

 

Маржинальность = (Цена – Себестоимость) / Цена*100%

 

Наценка = (Цена – Себестоимость) / Себестоимость*100% 

 

Размер наценки неограничен: он может быть любым в зависимости от расходов компании и востребованности продукта. Маржинальность, напротив, не может быть больше 100%. 

 

Тогда что же такое прибыль?

 

Прибыль – доход компании после осуществления необходимых расходов (но до налогов). Чистая прибыль – доход после налоговых выплат. 

 

Иначе говоря, 

Чистая прибыль = Выручка – Себестоимость продуктов – Другие расходы (управленческие, коммерческие и пр.) – Налоги. 

 

Как классифицированы товары по маржинальности? 

При учете маржинальности выделяют следующие виды товаров: 

низкомаржинальные – наценка около 10–20%. Как правило, товары первой необходимости или сферы с большой конкуренцией. Например, бытовая химия; 

среднемаржинальные – около 50%. Не такие высококонкурентные сферы. Сюда можно отнести товары «долгой службы»: стройматериалы, бытовую и цифровую технику; 

высокомаржинальные – 100–500% и более. Эти продукты имеют стабильный спрос – кофе, цветы, алкоголь и прочее. 

 

Не путайте главное, 

Команда платформы «Конструкториум»