15 August 2025

«Устал от команд и созвонов»: кто такие солопренеры и как они ведут бизнес в одиночку

«Устал от команд и созвонов»: кто такие солопренеры и как они ведут бизнес в одиночку

Развитие технологий привело к появлению нового типа предпринимателей — солопренеров. У них нет постоянных сотрудников, часто их заменяют нейросети. Forbes поговорил с несколькими солопренерами и рассказывает, как они строят свои стартапы

В последние годы все чаще говорят о предпринимателях, которые делают бизнес в одиночку с опорой на технологические решения. На возникновение этой тенденции повлияли три фактора: развитие искусственного интеллекта, способного выполнять рутинные задачи за сотрудников, сила соцсетей, которые могут быстро дать старт продажам, и сложности с привлечением инвестиций. В этих условиях бывает проще развивать соло-проект, а не классический стартап с партнерами и командой.

Один из известных солопренеров — независимый разработчик Дэнни Постма с 156 800 подписчиками в X (соцсеть заблокирована в России). Он основал сервис для генерации заголовков Headlime, который продал спустя восемь месяцев после запуска более чем за $1 млн, и генератор профессиональных фотопортретов HeadshotPro. Другой пример — программист и блогер Бен Авад с почти 500 000 подписчиков на YouTube. Его самый популярный проект — мобильная игра Voidpet Dungeon: на Google Play ее скачали более 100 000 раз. Доход Авада может составлять несколько сотен тысяч долларов в год. Гендиректор OpenAI Сэм Альтман считает, что вскоре, вероятно, появится стартап-«единорог», который будет состоять из одного только основателя.

Обычно под солопренером подразумевается человек, который с помощью ИИ делает приложения или веб-сервисы, говорит автор Telegram-канала WTF_HR Александр Маслюк. Карьерный консультант Дарья Васянина дает более широкое определение: это предприниматель, чей бизнес построен вокруг него самого (на личном бренде) и который использует технологии на базе ИИ и другие сервисы для автоматизации части работы.

От классического индивидуального предпринимателя солопренера отличает то же, что обычный малый бизнес от стартапа, говорит Маслюк. «Стартап — это не просто компания, кормящая собственника и его семью, а быстромасштабируемый бизнес, который можно вырастить до оценки в десятки или сотни миллионов долларов и впоследствии либо вывести на биржу, либо продать стратегическому инвестору», — объясняет он.

Явление нельзя назвать принципиально новым, считают эксперты. «Всегда были люди, которые делали бизнес в одиночку», — убеждена хедхантер Алена Владимирская. Маслюк добавляет, что солопренеров сейчас не много. «Шума вокруг этого явления пока что значительно больше, чем оно реально распространено», — считает он.

 

Васянина прогнозирует, что в ближайшие два года количество солопренеров вырастет, особенно в IT и диджитал-сферах. Однако тенденция пойдет на спад. «Сначала возникает хайп, тренд начинает набирать обороты, сильно романтизируется. Потом появляются курсы, на которых рассказывают, как начать бизнес в одиночку, а затем люди осознают, что это просто еще одна работа», — говорит она. Похожие ситуации были с профессиями продакт-менеджера и блогера, замечает Васянина. 

Владимирская считает солопренеров временным явлением. «Одному сложно работать вдолгую, когда нужно масштабировать бизнес. Либо компания не выживет, либо через какое-то время все равно появится команда», — уверена она.

Работа 24/7

За плечами технологического предпринимателя Ильи Максименка запуски эдтех-компании «Эдстер», финтех-платформы PlasmaBank и платежной системы PlasmaPay. Он основал их вместе с партнерами. Последний проект наиболее успешный: в 2020 году он привлек $3,5 млн инвестиций, сейчас платформа называется Plasma Finance и насчитывает 200 000 пользователей.

 

Три года назад Максименка заинтересовали нейросети. Он стал думать, как использовать их потенциал в бизнесе, и сделал несколько Telegram-ботов, через которые пользователи из России получали доступ к популярным языковым моделям, таким как ChatGPT и Claude. Максименка зарабатывал, продавая «кредиты», которые люди тратили на запросы нейросети. Свой доход он не раскрывает, но отмечает, что совокупная аудитория его Telegram-ботов превышает 10 млн пользователей.

Вскоре боты ему наскучили: они хоть и помогали тем, кто не имел прямого доступа к нейросетям, но не были чем-то новым. Перспективу предприниматель увидел в разработке AI-агентов, которые могут заменять программистов, маркетологов, менеджеров по продажам и других штатных специалистов. Его проект iSales AI предоставляет таких виртуальных сотрудников компаниям. Предприниматель их создает с помощью моделей Open AI, Perplexity, Anthropic, Google и Midjourney. 

AI-агентами Максименка заменил и собственную команду. Из 15 человек осталось двое программистов, но и они не работают на постоянной основе, а только иногда консультируют его по вопросам разработки и IT-инфраструктуры. Расходы на виртуальных сотрудников не превышают $1000–1500 в месяц. Сумма складывается из стоимости токенов, потраченных на запросы. Раньше на команду из 15 человек уходило почти $100 000 в месяц, сравнивает Максименка.

Виртуальные сотрудники в iSales AI, по его словам, закрывают практически все задачи, от разработки до продаж. Эти процессы, как и большинство других, достаточно просто автоматизируются, утверждает Максименка. Например, команда разработки обычно состоит из тимлида, проджект-менеджера и программистов. У каждого свои функции и задачи, и их могут закрывать виртуальные сотрудники. «По сути, мы берем агента, у которого есть различные функции и доступ к различным инструментам, и говорим ему, что теперь он, например, тимлид с вот таким списком задач», — объясняет предприниматель. То же самое можно сделать с отделами маркетинга и продаж.

Виртуальные сотрудники работают практически для любого онлайн-бизнеса, продолжает Максименка. 80% его клиентов — частные пользователи: психологи, фитнес-тренеры и фрилансеры, которым нужно много общаться с потенциальными покупателями. За услугами iSales AI также обращаются агентства недвижимости.

 

Растущий сегмент клиентов — это сотрудники крупных компаний с хорошей экспертизой, которые теряют работу или увольняются и становятся консультантами. Используя обученных на их собственной базе знаний и инструкциях AI-агентов, они могут создать и масштабировать свой бизнес. «Если раньше консультант, например, по маркетингу, мог проконсультировать пять человек в день, то сегодня, создавая AI-агента под свою рутину, он может консультировать тысячу человек в день», — уверяет предприниматель.

Разработки iSales AI находят отклик и за рубежом, хотя большая часть его пользователей — русскоговорящие. Первыми клиентами были знакомые предприниматели, дальше работало сарафанное радио. Выручка проекта складывается из проданных «кредитов» и составляет несколько десятков тысяч долларов в месяц (точные цифры предприниматель не называет). Максименка ожидает, что она будет расти: по его словам, AI-агентами уже интересуются крупные компании, их названия предприниматель не раскрывает.

Расширять команду проекта он не планирует. Один агент запускается быстро, заменяет десятки, а то и сотни живых профессиональных сотрудников, работает 24/7 и масштабируется до любого размера бизнеса, утверждает Максименка. «Я точно продолжу следовать этой идеологии и буду остальных фаундеров и компании тоже постепенное мотивировать на такие трансформации», — заключает он.

Без выгораний и конфликтов

В команде студии разработки игр Kesha Games один человек, и это ее основатель Кеша Скирневский. Солопренером он решил стать после того, как продал свой обучающий стартап для детей «Сказбука» «Яндексу» за несколько миллионов долларов, а затем, проработав в компании два года, выгорел. Как объясняет Скирневский, в корпорации долго принимались решения, их надо было просчитывать и согласовывать с коллегами. «Это сильно расходится с предпринимательским майндсетом, когда ты часто идешь в зоны максимальных рисков и неопределенности, потому что это твой единственный шанс выжить или получить выгоду», — говорит он.

 

В апреле 2025 года Скирневский решил разработать игру Beat Brush для платформы Steam. Предприниматель придумал алгоритм, который преобразует рисование в музыку. В Beat Brush будет 40 уровней или «миров»: на одном можно рисовать самолетиками в небе, на другом — травой по земле, на третьем — управлять персонажем с помощью кисти, перечисляет Скирневский. Мелодии каждый раз разные, а процесс сопровождается рассказом о выгоревшей героине, переосмысляющей свою жизнь. «В игре нет челленджа, она, скорее, про медитативный процесс: чтобы игрок мог попасть в состояние потока и отдохнуть», — поясняет предприниматель. 

Скриншот Beat Brush

В Beat Brush он вложил 300 000 рублей. Деньги пошли на создание музыки для игры и трейлера, а также на подписку на сервисы. Beat Brush будет платной. Сквирневский рассчитывает заработать на ней около $100 000, причем половину этой суммы — в первые месяцы после релиза. Дата выхода игры пока неизвестна. 

Для разработки Скирневский в основном использует ChatGPT, а также Grok и Claude. «Я устал от людей, от команд, от созвонов. К тому же я следил за развитием нейросетей и посчитал, что в ближайшее время могут появиться очень успешные компании, состоящие из одного человека», — объясняет он. По мнению Скирневского, технологии дают возможность делать сложный продукт с небольшими издержками и без привлечения инвестиций. Он предполагает, что в ближайшие несколько лет солопренеров станет больше, но «корпорации снова победят», так как смогут освоить нейросети эффективнее за счет бóльших ресурсов.

Для Beat Brush Скирневский создал 15 «сотрудников», которые представляют собой отдельные чаты. Виртуальная команда закрывает задачи по геймдизайну, разработке, исследованиям, автоматизации, менеджменту, работе с соцсетями, коммуникациям с издателями и др. У сотрудников есть имена и личности: например, руководителя художественного отдела зовут Кира, она креативная и эмпатичная, а руководитель промо-отдела основательный, его имя Рэй.

 

Свою «команду» Скирневский обучает с помощью чужих кейсов и инструкций, в том числе по взаимодействию между отделами. «Если нужно сделать рекламу в социальных сетях, я прошу нейросеть сходить на Reddit и изучить кейсы разработчиков, которые давали рекламу», — объясняет он. При таком формате предпринимательства нужно разбираться во всех сферах деятельности, чтобы оценить результат работы нейросети, поэтому, когда Скирневскому не хватает собственной экспертизы, он просит ChatGPT составить обучающий курс для него.

Преимущество ChatGPT предприниматель видит в скорости, с которой нейросеть может осваивать новые навыки и решать рабочие задачи, а также в том, что виртуальные сотрудники не выгорают, не устают, а в коллективе не бывает конфликтов. Скирневский подчеркивает, что реальная команда с тем же объемом работы, который выполняет нейросеть, потребовала бы гораздо больше времени и ресурсов — на это уходило бы около 15 млн рублей в месяц. Сейчас его расходы не превышают $100 в месяц.

Скирневский намерен и дальше разрабатывать игру без живых сотрудников, хотя допускает, что в команде может появиться еще один человек, который отвечал бы за маркетинг. Совмещать разработку и маркетинг сложно, признается предприниматель.

Контроль качества

Основательница бренда украшений WHYNOEN и номинантка рейтинга Forbes «30 до 30» Динара Гараева не планировала вести бизнес в одиночку. Она запустила его в 2024 году. До этого изучала 3D-графику и работала в команде британской компании Institute of Digital Fashion, которая создает 3D-графику для брендов Balenciaga, Off-White и Prada. Узнав о технологии 3D-печати, Гараева купила за 50 000 рублей 3D-принтер и начала делать украшения для знакомых и коллег, которые носили их на мероприятия журнала Vogue, London Fashion Week, конференцию женщин-лидеров WE Convention и другие события. В феврале 2024 года ей предложили разместить изделия на международном маркетплейсе Apoc Store. За месяц она продала украшений на £1000 и решила уйти с работы, чтобы сосредоточиться на бизнесе.

 

Кольца WHYNOEN (Фото DR)

На старте Гараева искала партнера, который взял бы на себя дистрибуцию. «В этой сфере часто играют роль личные контакты и налаженные годами связи, особенно в зарубежном контексте», — объясняет она. Партнер мог бы помочь быстрее найти подходящие магазины и выйти на более широкую аудиторию. Однако нужный кандидат не нашелся. В итоге Гараева сама разместила изделия в магазинах. Сейчас украшения ее бренда, помимо собственного сайта, представлены на зарубежных Apoc Store, the Forumist и Ap0cene, а также в двух концепт-сторах в Стокгольме и Лос-Анджелесе. Почти все магазины выходили на Гараеву через Instagram (принадлежит Meta, которая признана в России экстремистской и запрещена), за исключением Ap0cene, куда она подавала заявку сама.

Предпринимательница совмещает роли дизайнера, технолога, производителя и маркетолога. Помимо продаж украшений в магазинах, WHYNOEN работает по индивидуальному запросу. К Гараевой обращаются, например, артисты (ее украшения носили американская певица Кэти Перри, российские исполнительницы Анна Асти и Мия Бойко, блогер Карина Нигай и группа SEREBRO). Стоимость изделий зависит от задачи и технической сложности и может доходить до $400. Иногда она выше: Гараева, например, делала корсетные чашки под платья и конструкцию в форме ребер на талию, цена подобных изделий в среднем составляет $3500. Выручка зависит от наличия индивидуальных заказов и может превышать 1 млн рублей в месяц, говорит дизайнер.

Часть задач она отдает на аутсорс: подрядчики помогают с покрытием изделий металлом (для печати используется смола на растительной основе), печатью больших партий и отправкой украшений клиентам. Такой формат позволяет ей контролировать качество украшений на каждом этапе и скорость их производства. «Я могу за сутки пройти через несколько итераций изделия: вносить корректировки в дизайн, печатать и сразу проверять, удобна ли форма», — объясняет она.

Дизайнер работает в нескольких программах: создает 3D-эскизы в Zbrush, Cinema 4D и Blender, проверяет их в Autodesk Netfabb и готовит к печати через Chitibox. Иногда для вдохновения пользуется Midjourney. Нейросети для автоматизации процессов она не применяет, но не исключает этого в будущем с ростом бизнеса.

 

Гараева признает, что в ее подходе есть минусы: например, количество заказов напрямую зависит от ее личного ресурса. Масштабировать бизнес в таком формате сложно. Поэтому идею найти партнера, который займется бренд-стратегией, дистрибуцией и продажами, дизайнер не оставила — это позволит ей сосредоточиться на дизайне и производстве. «Моя цель — увеличить количество магазинов-партнеров и сделать так, чтобы мой доход не зависел исключительно от меня», — поясняет она.