02 November 2022

Страсти по тыкве: что покупали россияне перед Хэллоуином в этом году и есть ли у праздника российские аналоги

Страсти по тыкве: что покупали россияне перед Хэллоуином в этом году и есть ли у праздника российские аналоги

Западный Хэллоуин успешно прижился в России. В конце октября россияне (особенно это свойственно молодежи) мастерят фонарики из тыкв, украшают дома и офисы, примеряют образы нечисти и готовят пугающего вида закуски. И этот год, похоже, не стал исключением.

Свечи, пауки и костюмы ведьм

По данным CloudPayments (сервис входит в группу Cloud) перед праздником — с 21 по 31 октября 2022 года — по сравнению с соответствующим предыдущим периодом онлайн-спрос на аксессуары и товары для дома вырос на 11%, при этом количество покупок увеличилось на 22%, а средний чек снизился на 11% до 1 118 рублей.

Онлайн-спрос на карнавальные костюмы вырос на 13%, количество транзакций увеличилось на 9%, а средний чек — на 4% до 3 292 рублей. В тот же период спрос на бижутерию и аксессуары в онлайне стал больше на 8%, количество транзакций — на 29%, а средний чек стал ниже на 21% и составил 1 573 рубля. Популярностью пользовались гирлянды и светильники в виде тыкв и привидений, искусственная паутина, декоративные пауки и настенные плакаты, связки из гелиевых шаров и свечи, а также одежда и аксессуары для создания образов ведьм, вампиров, привидений и героев фильмов-ужасов.

 

Стоит отметить, что в этом году аналитики не отметили значительного спроса на развлекательные мероприятия и тематические вечеринки: онлайн-оборот в этой категории стал выше всего на 8%, количество транзакций — на 5%, а средний чек увеличился на 3% до 2 592 рублей. Похоже, в этом году россияне решили праздновать Хэллоуин в тесном кругу единомышленников дома или в офисе.

Страсти по тыкве: что покупали россияне перед Хэллоуином в этом году и есть ли у праздника российские аналоги

Данные CloudPayments

Отмечает интерес россиян к организации стилизованных застолий к Хэллоуин и партнер CloudPayments — маркетплейс локальных магазинов Flowwow.

В этом году популярностью у пользователей пользуются тыквенные фонарики и тематические кондитерские изделия, например, ягоды в бельгийском шоколаде или капкейки. Средняя стоимость набора капкейков или ягод в шоколаде в этом году составляет примерно 2 000 рублей. Тыквенный фонарик можно приобрести за 1 500 - 3 200 рублей — для сравнения, в прошлом году его средняя стоимость составляла 2 500 рублей. Также в супермаркетах россияне стали чаще покупать и главный символ Хэллоуина — тыкву. Онлайн-спрос на них вырос на 37%, количество транзакций стало больше на 21%, средний чек вырос на 18% и составил 513 рублей.

пресс-служба Flowwow

Спрос на тыквы как индикатор интереса к Хэллоуину

Интересное исследование провели аналитики проекта Tinkoff Data и сервиса Тинькофф Касса. Они отметили, что на неделю перед Хэллоуином приходится в среднем 15% от всех осенних покупок этого овоща. Тем не менее, аналитики подчеркивают, что рост спроса на них год от года снижается.

Так, 27 октября этого года сервис прогнозирования ETNA от Тинькофф приводил данные о том, что в 2022 году количество покупок тыкв на последней неделе октября вырастет на 26% по сравнению с предшествующей неделей. В 2021 году этот показатель увеличивался на 49%, а в 2020 году — на 72%.

При этом интерес россиян в последние несколько лет становится все ниже. В 2021 году по сравнению с 2020 количество покупок тыкв снизилось на 22%. По прогнозу, в 2022 году аналитики ожидали падение еще на 55% год к году.

Таким образом, падение спроса на тыквы может косвенно свидетельствовать и о снижении интереса к атрибутике Хэллоуина в целом в последние несколько лет.

Джек-фонарь против Велеса

Что ж, похоже, интерес к Хэллоуину в России снижается. В то же время все чаще слышатся призывы отказаться от чужого праздника и даже запретить его в России. Мы задались вопросом, а есть ли русские аналоги Хэллоуина. Оказалось, есть.

Начнем с того, что кроме кельтов и их Самайна (который и стал прародителем Хэллоуина), ночь, когда октябрь сменяется ноябрем, считали особенной и славяне. У них она называлась Велесова ночь. Считалось, что именно в это время Белобог передает колесо года своему брату Чернобогу, в результате чего границы между реальным миром и потусторонним (Явью и Навью) истончаются, и духи могут проникнуть в наш мир. А стражем этой границы считался бог Велес, в честь которого эта ночь и была названа. Во избежания проблем от духов и злых сущностей, в эту ночь славяне предпочитали не покидать своих домов и проводить время за застольем в кругу семьи. Во дворе должен быть гореть костер, в доме — множество свечей, а окна украшались гроздьями рябины (считалось, что она защищает от злых духов). Во время застолий в Велесову ночь принято было поминать умерших родственников, для которых на стол ставились отдельные приборы. Подношения получал и Домовой, который играл особую роль в защите дома. Вот такой уютный и семейный получался праздник.

«Погодите, — скажете вы. — А как же костюмы, вечеринки?». И на этот счет у нас есть свои традиции, правда приходятся они на другое время года. Это Святки, которые принято отмечать в период между Рождеством и Крещением: с 6 до 19 января. На Святки дети по традиции наряжались в костюмы зверей и нечистой силы, пели песни, стучались в дома. А взрослые угощали их сладостями (очень напоминает одну из хэллоуинских традиций — Trick-or-treating, букв. «Неприятность или угощение»).

Людям важно иметь возможность отвлечься от реальности, погрузиться в сказочную атмосферу. А что это будет за повод: Хэллоуин, Велесова ночь или Святки (а может и то, и другое, и третье) — время покажет.