16 August 2023

«Птицы свободного полета»: почему в России растет дефицит креативных кадров

«Птицы свободного полета»: почему в России растет дефицит креативных кадров

Российская креативная индустрия фиксирует нехватку кадров. Сложнее всего найти квалифицированных специалистов среднего звена, а также глав подразделений, которые готовы работать из офиса. Чтобы закрыть позиции, многим приходится нанимать джунов — молодых неопытных сотрудников — и обучать их самостоятельно

«Уже около девяти месяцев мы не можем закрыть вакансию креатора», — жалуется в разговоре с Forbes Екатерина Лисейчева, основательница и генеральный директор event-агентства «Мандариновая лиса». Чтобы найти специалиста, команда несколько раз переписывала текст вакансии, подсвечивая для соискателей бонусы компании — гибкий график, добровольное медицинское страхование (ДМС) и прочее. Но ничего не помогает. 

Сложности с кадрами испытывают и другие игроки рынка. О них заявила почти треть из 540 представителей креативного бизнеса, опрошенных онлайн-школами XYZ School и Bang Bang Education (входят в холдинг Ultimate Education), где обучают творческим профессиям. Схожие результаты показали опросы сервиса «Актион» среди 280 HR-специалистов — 20% участников рассказали о дефиците кадров. 

Forbes поговорил с российскими предпринимателями и рекрутерами и узнал, каких креативных специалистов сейчас найти сложнее всего, чем вызван кадровый голод и как он связан с удаленным форматом работы.

Качественная проблема

По мнению экспертов HeadHunter, в креативном бизнесе нет дефицита кадров —  соискателей в этом сегменте больше, чем вакансий. По подсчетам рекрутинговой платформы, на одну открытую позицию сейчас приходится 17 резюме. Основная проблема на рынке — нехватка квалифицированных специалистов, считают собеседники Forbes.

Об этом говорит генеральный директор студии видеопродакшена Yes, today! Film Артем Жданов. Его компания ищет опытного линейного продюсера с декабря 2022-го. За прошедшие месяцы на вакансию откликнулось более 800 человек, но только восемь-десять соискателей команда пригласила на собеседование: «Когда мы начинаем изучать резюме и знакомиться с кандидатами ближе, мы понимаем, что людей, которые разбираются в своей работе, делают ее качественно, сейчас, к сожалению, очень мало». 

Нехватку «уверенных middle-специалистов» на российском рынке подтверждает руководитель отдела рекламы в металлургическом холдинге «Новосталь-М» Лилия Изгалина. По ее наблюдениям, в индустрии стало мало людей, которые способны самостоятельно решать задачи и оценивать результаты своей работы. Дефицит квалифицированных сотрудников среднего звена чувствует большинство опрошенных XYZ School и Bang Bang Education — о нем заявили 42% респондентов. 

О сложностях с поиском опытных кадров говорит и Евгения Фишелева, управляющий директор коммуникационного агентства Lunar HARE. Но, по ее наблюдениям, сложнее всего найти глав подразделений, в том числе senior-дизайнеров (старших дизайнеров), арт-директоров и креативных директоров. Об этом свидетельствуют данные опросов: 53% участников исследования XYZ School и Bang Bang Education рассказали о нехватке старших специалистов, руководителей групп и внутренних бизнес-направлений. 

 

Такую проблему на рынке видит и основатель сервиса по подбору менторов для графических и цифровых дизайнеров Duo Sapiens Максим Десятых. По его словам, кадровый дефицит в России «наиболее остро и ярко» ощущается в топ-сегменте: «Чем ниже квалификация, тем проще подобрать специалиста. Например, опытных ведущих дизайнеров сейчас найти немного легче, чем арт-директоров и дизайн-лидов (руководителей отделов дизайна. — Forbes)».

Вечные вакансии

Основательница и генеральный директор Unicorn Search Дарья Баркова связывает проблему с общим кадровым голодом в России, который возник из-за демографической ямы 1990-х. Ей вторит основатель контент-агентства PostPost Петр Губанов. По его наблюдениям, доля молодых сотрудников в креативной индустрии сокращается. Если тенденция сохранится, то к 2030 году кандидатов моложе 40 лет в этой сфере будет на четверть меньше, чем сейчас, говорит он.

Изгалина полагает, что возникший дефицит — следствие оттока специалистов из России после начала «спецоперации»*: «Мы потеряли в первую очередь миддлов, у которых был стимул и достаточно навыков пробовать себя где-то еще [за границей]». С этим согласна партнер рекрутингового центра Kontakt InterSearch Russia Анастасия Стасева. По ее наблюдениям, среди уехавших в первую же волну, после 24 февраля 2022-го, было много представителей творческих профессий. Это связано с «волатильной психикой» креативного класса — они более склонны «принимать внешние события близко к сердцу», заключает она. К тому же таким специалистам свойственно «искать возможность куда-то уехать»: «Они — птицы свободного полета». 

Миграция оказывает влияние на рынок, но не критично, поскольку многие компании придерживаются формата удаленной работы, считает Баркова. Впрочем, не все работодатели на нее готовы, утверждают собеседники Forbes. «Team spirit (командный дух. — Forbes) не рождается в Zoom — он рождается только в офлайне», — поясняет свою позицию Фишелева из Lunar HARE. Кроме того, в креативной сфере можно конкурировать за клиента только за счет уникальной команды. А на удаленке сформировать такую непросто, поскольку у сотрудника может быть несколько работодателей одновременно, считает предпринимательница. Из-за несоответствия желаний компании могут искать кандидатов месяцами, заключает Десятых из Duo Sapiens: «Иногда вакансия превращается в «вечную» — ее держат открытой, а решают проблему по-другому». 

 

Есть и другие сложности. Например, часть специалистов не рискуют менять работу в турбулентное время и остаются у текущего работодателя, говорит основатель рекламной платформы AstraLab Иван Парышев. «Мы думали, что так будет только в первые полгода [после начала событий на Украине] или шоковые моменты, как, например, старт мобилизации (имеется в виду частичная мобилизация, о которой объявили в сентябре 2022 года. — Forbes), но тренд сохраняется до сих пор», — рассказывает он. Кроме того, уехавшие зачастую не хотят работать в связанных с Россией компаниях. Другие выбирают корпорации вместо небольших агентств из-за разницы в зарплатах. По наблюдениям Фишелевой, российские технологические гиганты могут предложить вдвое больше, чем она.

На фоне конкуренции работодателей за кадры и более высокого уровня жизни за границей зарплатные ожидания кандидатов тоже меняются, отмечают собеседники Forbes. По оценкам Лисейчевой, они выросли минимум на треть за последний год. Согласно подсчетам cтаффинговой группы ANCOR, разница между запросом соискателя и предложением компании в среднем составляет 20–30%, но может достигать и 50%.

Джуны на замену 

В то же время на рынке остается много джунов, говорит Изгалина. Это наблюдение подтверждает основательница и генеральный директор Unicorn Search Дарья Баркова. Но новички не востребованы у работодателя, считает она. Это связано с активизацией локального рынка после ухода зарубежных конкурентов и большим спросом на качественные услуги со стороны российских компаний, говорит и Жданов из Yes, today! Film: «К нам начали чаще обращаться за съемкой рекламы [те, кто раньше работал с зарубежными компаниями]. А работа с крупными и известными клиентами требует насмотренности, опыта, умения находить выход из любой ситуации. Поэтому мы отбираем [соискателей] жестче, чем прежде».

Сказывается и поступательная популяризация продуктов на основе генеративного искусственного интеллекта. Нейросети уже берут на себя многие рутинные функции, которые обычно выполняют джуны, поэтому потребность в таких специалистах снижается. Использование алгоритмов только увеличивает спрос на миддлов, говорит Излагина: «Нужны более продвинутые специалисты, которые могли бы ставить задачи [нейросетям] и верифицировать результаты креатива». Такую мысль озвучивает и Баркова. На рынке уже наметился тренд на цифровизацию и автоматизацию всех линейных профессий. Как результат, обесцениваются навыки рядовых дизайнеров и копирайтеров, заключает она. 

Впрочем, наем начинающих сотрудников становится выходом для части работодателей. Так, «Новосталь-М», не найдя двух опытных дизайнеров и одного начинающего, взяла одного middle-специалиста и нескольких джунов. Последних компания намерена обучать. К такому решению пришли и в «Мандариновой лисе». Компания уже проводит внутреннее обучение сотрудников. Преподавателями выступают представители других компаний и звезды в сферах креатива и организации мероприятий. Специалисты также могут пройти по одному курсу повышения квалификации в год за счет агентства. Бюджет зависит от уровня сотрудника и может варьироваться от 40 000 до 100 000 рублей на сотрудника в год, рассказывает основательница компании Лисейчева. Команда также планирует провести креативный хакатон в Самаре в августе 2023-го  — соревнования для дизайнеров, копирайтеров и других специалистов. Таким образом она надеется найти и нанять талантливые кадры.

По мнению Барковой, общее количество рабочих мест будет постепенно сокращаться на фоне развития нейросетей. Это создаст новые вызовы для креативных специалистов. Например, по ее прогнозам, будет расти спрос на высококвалифицированных сотрудников с экспертизой в современных технологиях. Баркова уже наблюдает такую тенденцию на рынке. По ее словам, сейчас компании выбирают тех, кто готов погружаться в профессию с головой и изучать смежные отрасли. К примеру, SMM-специалист, который фокусируется лишь на социальных сетях, ценится меньше, чем тот, кто разбирается в digital-рекламе и новых медиа. У новичков, которые выполняют привычные и элементарные задачи, могут быть сложности с поиском работы, заключает Баркова.