При минус 30-50°C в северных регионах двигатель автомобиля необходимо постоянно прогревать, поэтому сотни тысяч автовладельцев каждую ночь включают автозапуск при снижении температуры ниже критической, что приводит к перерасходу и топлива, и моторесурса. Существенно сэкономить при спасении автомобилей от замерзания позволяет «Наташа» — так сейчас называют портативный гараж, точнее, утепленный чехол, которым сегодня пользуются автомобилисты в Сибири и на Дальнем Востоке. Придумала его и выпускает с 2010 года филолог из Улан-Уде Ольга Ким
Подготовка автомобиля к зиме у жителя средней полосы России ограничивается разве что сменой резины. А вот, например, в Якутске для комфортной эксплуатации машины при минус 40°C автовладельцы устанавливают вторые стекла, утепляют пол, подкапотное пространство, радиатор. И обязательно продумывают варианты спасения автомобилей от морозов во время длительных стоянок. Идеальное решение — отапливаемый гараж. В центре того же Якутска аренда подобной роскоши в зимний период обойдется в 25 000 рублей в месяц. В холодных гаражах вопреки элементарной технике безопасности под автомобилями на ночь оставляют включенные электроплитки. Кто-то по утрам прогревает замерзший двигатель так называемым сухим феном — специальным дизельным отопителем. Теоретически можно вообще не глушить двигатель — в советское время так и делали. Современные же автомобили оснащены программируемым автозапуском двигателя, включающем зажигание после остывания ниже заданной температуры. Но вот уже почти полтора десятка лет существует еще один инструмент сохранения тепла на Севере.
Идея на поверхности
Ольга Ким родилась в теплом Ташкенте, но школу оканчивала в Улан-Уде. А в 2011 году в Бурятском государственном университете получила диплом филолога со знанием китайского языка, специалиста по Дальнему Востоку. «Еще в университете поняла, что языки — это не мое, — вспоминает Ольга. — Правда, и автомобилями я тоже не интересовалась». Она тогда жила у тети и двоюродного брата, который зимой просыпался ночью каждые два часа по будильнику, выходил на балкон и дистанционно запускал двигатель машины для прогрева. Иначе при минус 30° утром он бы ее просто не завел. И это в Улан-Уде, на севере Бурятии климат еще жестче. «Идея же очевидна — если вышел на улицу в мороз без одежды, то сразу окоченеешь. А когда в куртке, то тепло сохраняешь долго, — поясняет Ольга. — Решила сшить такой утепленный чехол на автомобиль. Это был 2010 год, еще университет не окончила».
Название «Наташа» в стиле советского брендинга придумали для новой продукции в процессе обсуждения на кухне с мамой подруги. В первый год было сшито всего 20 портативных утепленных гаражей для ближайших знакомых. Изделия дорабатывали и улучшали в процессе, в частности подбирали легкие материалы, непромокаемые слои. Потребители новый продукт распробовали не сразу — про «портативный гараж» никто не знал, автозапуск и «сухой» фен казались куда надежнее. «Очень долго не доверяли», — замечает Ольга. Зато, когда заработало сарафанное радио, заказы на «Наташу» посыпались со всей Сибири и Дальнего Востока. C 2014 до пандемии в 2020-м Ольга даже арендовала торговую точку в Якутске. По ее словам, в 2019 году продажи «Наташ» вышли на 1000 штук в год, прибыль составила больше 20% от выручки.
Все дело в шве
Однако новый инструмент спасения автомобилей зимой заметили не только потребители — довольно быстро появились и другие производители «портативных гаражей». Якутская компания «Хоту Тент» освоила их производство в 2016 году. «При минус 40°C без автозапуска наша продукция удержит тепло до восьми часов, — рассказывает заведующая производством «Хоту Тент» Валентина Варламова. — Шьем свои тенты на любую модель автомобиля и продаем их сейчас по всей России и в Казахстане». Компания выпускает тенты под собственными марками: «Кочевник», «Якутяночка», «Автоберлога». Но, по наблюдениям побывавшего в Якутске корреспондента Forbes, автомобилисты и там все равно продолжают называть тенты «Наташами». Портативный гараж от «Хоту Тент» на стандартный седан стоит 24 000 рублей.
Выпуск аналогичной продукции наладили и китайцы. «Моя «Наташа» на средний седан типа Hyundai Solaris стоит 15 000 рублей, — говорит Ольга Ким. — А вот китайские гораздо дешевле — можно найти и по 6000 рублей. Они, конечно, другого качества. Но тут нужно понимать, что обеспеченный человек решит вопрос с морозами теплым гаражом. Или не будет обращать внимание на расход горючего при ночных автозапусках. Наш клиент — человек небогатый, для него цена имеет первостепенное значение».
Как объяснила Ольга, из-за специфики товара, наладить его производство было не так уж и просто. Сбыт начинается с наступлением холодов, поэтому минимум полгода необходимо работать на будущие потенциальные заказы, оплачивая хранение продукции на складе. В планы по продажам может вмешаться погода, снизив спрос теплым началом зимы. Отдельная проблема — само производство. «Это ручной труд, который оборачивается высокой себестоимостью. И найти квалифицированных швей, конечно, сейчас сложно, — объясняет Ольга Ким. — Мы ездили в Харбин, смотрели производство таких тентов. Хотели заказать выпуск своих на китайской фабрике. Оказалось, что все наши требования они выполнить не смогут». По ее словам, китайская машинная технология подразумевает выпуск тентов со сквозными швами — внешняя ткань и подкладка сшиваются на фабрике напрямую. Это быстро, дешево, но при этом сквозные швы дают многочисленные микроотверстия — в результате тент хуже сохраняет тепло, на швах с внутренней стороны появляется изморозь, поэтому его утром тяжелее снимать, а при оттаивании в багажнике машины он становится мокрым.
Имя нарицательное
«У нас в Якутске этими портативными гаражами пользуются очень многие, — рассказывает президент Ассоциации «Сделано в Якутии» Ольга Григорьева. — Без чехла при морозах машина за ночь заводится раз восемь, а с чехлом — максимум три. Я на старую машину покупала бурятский, потом продала вместе с автомобилем. А для своего нового автомобиля осознанно приобрела продукт местного производителя «Хоту Тент» и очень им довольна. А вот китайские аналоги не для нашей зимы, это показало время и множество отзывов». Григорьева говорит, что портативные гаражи «Хоту Тент» стали даже одним из символов Якутии. Почему Ольга Ким не закрепила право выпуска теплых тентов за собой? «Патент на изобретение я не догадалась оформить — просто была некомпетентна в этом вопросе», — признается она.
В самом Улан-Уде, по ее наблюдениям, утепленными тентами пользуется около 10%, на русском Севере эта цифра гораздо выше, но оценить объем российского рынка в целом она не берется. Утепленные чехлы индивидуального пошива сейчас у нее заказывают и корпоративные клиенты для своей спецтехники. Некоторое время назад ее швеи изготовили утепление для кабины крана — пятнадцать метров длиной и шесть высотой. «Обычных чехлов в прошлом году мы продали не больше 300 штук — наши объемы в последние годы упали», — замечает Ольга.
Сейчас по запросу «утепленный тент» в поисковиках находится масса предложений. Но найти среди них отечественный продукт, даже под заказ, непросто — рынок заполнен китайскими аналогами. И продавцы, и покупатели, независимо от производителя, продолжают утепленные автомобильные тенты называть именем, придуманным для них на кухне в столице Бурятии. Как некогда «ксерокс» стал обозначением копиров любой марки, так и утепленные чехлы навсегда стали «Наташами».