20 July 2022

Комьюнити похожих людей: кто и зачем строит стартап-деревни по всему миру

Комьюнити похожих людей: кто и зачем строит стартап-деревни по всему миру

Февральские события стимулировали тренд на создание в разных странах хабов для предпринимателей и IT-специалистов — с коливингами, коворкингами, местами для обучения и развлечения, услугами помощи в релокации. По оценкам Георгия Минеджяна, основателя одного из таких хабов Gamа Park в Португалии, сейчас в мире существует или планируется более 180 подобных проектов разного типа. Кто и зачем их реализует и чем такой формат интересен эмигрантам?

12 апреля гражданка Украины Анна Подлипская добралась до турецкого города Аланья. Туда она приехала через Европу из Киева, где стало небезопасно после начала российской «спецоперации»*. Страну Подлипская выбрала из-за теплого климата. Там также жили друзья, которые могли помочь ей с ребенком освоиться. Хотя друзья помогали, во многом Подлипской пришлось разбираться самостоятельно и совершать ошибки. Со временем, набравшись опыта, она стала помогать советами другим эмигрантам. 

Спустя несколько недель после переезда Подлипская через друзей познакомилась с Владимиром Горзом, руководителем отделов по визуальному дизайну и маркетингу в белорусском IT-стартапе PandaDoc (помогает автоматизировать документооборот). Он переехал в Турцию из Белоруссии и планировал запустить в Аланье коворкинг. От него Подлипская узнала о новом проекте сооснователя PandaDoc Микиты Микадо — платформе «Mesto на карте», которая помогает русскоязычным IT-специалистам и предпринимателям освоиться в новых для себя локациях. Создатели платформы искали в разных странах людей, которые взялись бы развивать коливинги для предпринимателей. Подлипская и Горз подали заявку, а через месяц стали партнерами «Mesto на карте» в Турции. 

Приятели начали строить комьюнити вокруг коворкинга dottt, который Горз открыл в Аланье в мае 2022 года. В радиусе двух километров от него команда решила размещать специалистов и предпринимателей из СНГ. «Нам важно, чтобы люди находились рядом, чтобы они могли видеться на совместных мероприятиях», — рассказывает Подлипская, ставшая гендиректором турецкого «Mesto на карте». Проект запустился 5 июля и за первые три дня, по словам предпринимательницы, получил более сотни заявок на размещение и помощь в решении миграционных вопросов. «Мы не ожидали такого потока, поэтому сейчас срочно нанимаем людей», — признается Подлипская.

Подобные проекты появляются и в других точках мира. Например, создательница эмиграционного сервиса «Ковчег» Анастасия Буракова весной этого года запустила коливинги в Стамбуле и Ереване и в дальнейшем намерена создать там «центры диаспор» — места с коворкингами, где люди могли бы знакомиться и запускать совместные проекты. Первый центр открылся в Ереване 9 июля, рассказала предпринимательница. 

Более масштабный хаб — с коливингами, коворкингами, лекториями, площадками под митапы, фестивали, мастер-классы на одной территории — реализуют в Португалии сооснователь российского онлайн-магазина украшений Poison Drop Руслан Трубчик с еще 30 русскоязычными предпринимателями. В похожем формате строит парк Gamа Park для эмигрантов основатель российской продюсерской компании Metaproducer Георгий Минеджян под Лиссабоном. Он даже планирует создать ассоциацию таких предпринимательских поселений. По его наблюдениям, сейчас в мире существует или планируется более 180 подобных проектов разного типа. 

Forbes выяснил, когда и как возник тренд на комьюнити и предпринимательские деревни и почему они пользуются спросом сейчас.

За лучшей жизнью

Георгий Минеджян отмечает, что в разном виде предпринимательские поселения запускаются давно. Например, в России с 2015 года существует экопоселение «Ясно поле». Его запустили Дмитрий и Регина Черепковы. На территории в 500 га в Ясногорском районе Тульской области с тех пор соседствуют несколько аграрных хозяйств и живут их владельцы. Помимо этого, на участке есть экодома для туристов, конный двор, культурно-образовательный центр с театром и творческими мастерскими. 

В том же 2015 году основатель PandaDoc Микита Микадо вместе с российским интернет-предпринимателем Александром Процюком и инвестором Николаем Орешкиным запустили хаб CaboHub в мексиканском городе Сан-Хосе-дель-Кабо в трех часах перелета от Сан-Франциско. Партнеры сняли в городе несколько вилл, где на условиях субаренды зимовали русскоязычные IT-команды.

Выбирая локацию, предприниматели ориентировались на несколько факторов: небольшая удаленность от Кремниевой долины, где можно было вести переговоры с инвесторами, упрощенный визовый режим и низкая арендная ставка на жилье. Однокомнатную квартиру на месяц в Сан-Хосе-дель-Кабо можно было снять за $200–300, трехкомнатную — за $500–900, а виллу — за $2500–3500, что было в два–пять раза дешевле, чем в Кремниевой долине, писали основатели проекта в блоге на Habr. 

CaboHub, впрочем, просуществовал всего один сезон — с ноября 2015 по март 2016 года, рассказывает в беседе с Forbes Микадо. Партнеры зафиксировали небольшой убыток и отказались от развития хаба, так как он отвлекал от основных бизнесов. Микадо признается, что занимался проектом самостоятельно, потому что «еще не умел нанимать СЕО», который смог бы взять на себя операционную деятельность.  

В 2019 году комьюнити предпринимателей решили создать и в Доброграде — городе, который с 2012 года строит владелец компании по производству матрасов «Аскона» Владимир Седов. Таким образом в город планировалось привлечь бизнес, который инвестировал бы в территорию, а также обеспечил бы работой высококвалифицированные кадры, вынужденные перемещаться из регионов в крупные города «за лучшей жизнью», рассказывает генеральный директор особой экономической зоны «Доброград-1» Денис Антипов. Эта зона появилась в составе города в 2020 году, а в начале 2021-го туда зашел первый резидент — производитель компрессионного медицинского трикотажа «Интекс». Сейчас на территории работает семь компаний. По словам Антипова, часть их владельцев купила в городе недвижимость и планирует там жить или размещать сотрудников.

Сам Минеджян задумал построить парк, где предприниматели, IT-специалисты и представители творческих профессий могли бы жить и работать, еще в начале 2018 года. Спустя год поисков подходящей территории он остановился на участке земли площадью 11 га в 50 км от Лиссабона, в муниципалитете Аленкер, и впоследствии купил его. Сейчас на территории идет стройка — в будущем здесь появятся дома, коворкинги и арт-объекты. Компании вместе с сотрудниками смогут приезжать сюда на время для удаленной работы. Корпоративные посещения, как рассчитывает Минеджян, будут основным источником доходов проекта. Похожий проект он также планирует запустить в Новой Зеландии.

Рабочее настроение 

Хотя отдельные проекты уже существовали, интерес к подобным форматам начал расти в последние пару лет, отмечает Минеджян. Например, в 2020 году о планах создать поселок предпринимателей рассказала основательница сети семейных кафе и кондитерских «АндерСон» и бывший общественный омбудсмен по защите малого и среднего бизнеса Анастасия Татулова. Она планировала организовать его в России на территории в 10 га с предпринимателями Дмитрием Кибкало и Евгением Слободянюком. С тех пор, как рассказала Forbes Татулова, партнеры успели найти землю, но в итоге отказались от проекта после начала «спецоперации». По словам предпринимательницы, причина в том, что большинство потенциальных резидентов поселка покинули страну.

По словам Минеджяна, тренд подхватили не только русскоязычные предприниматели. Например, голландский промышленный дизайнер и основатель компании One Army Дэйв Хаккенс в 2021 году запустил проект Project Kamp по строительству комьюнити предпринимателей и специалистов. Для этого он купил 10 га земли в Португалии, где планирует построить коворкинг, жилые дома, ферму, сады и так далее. За 2021 год команда проекта очистила территорию от руин, провела воду, установила солнечные панели, чтобы получать электричество, построила кухню и рабочее пространство. Строительство Project Kamp еще не завершено.

Катализатором популярности подобного формата стала пандемия, во время которой люди приучились к работе на удаленке и стали искать, где им было бы работать комфортнее всего, считает Минеджян. При этом им необходимо находиться в окружении людей, близких по духу, поэтому они склонны объединяться в комьюнити, рассуждает он: «Нет ничего лучшего, чем посмотреть на себя со стороны, глазами другого человека. Чтобы развиваться и запускать новые проекты, необходимо с кем-то обсуждать идеи». 

С ним согласен сооснователь российского онлайн-магазина украшений Poison Drop Руслан Трубчик. Он задумал создать место, где стартаперы и специалисты из креативной сферы могли бы жить и работать, когда находился в Одессе в 2021 году. Идея хаба родилась в ответ на несколько трендов — желание людей формировать вокруг себя близкое окружение во время пандемии и работать удаленно и вести более экологичный образ жизни. Под проект он нашел американского инвестора, имя которого не раскрывает. После 24 февраля он перенес проект в Португалию, где сейчас с партнерами ищет подходящую территорию. 

Похожий проект задумала Оксана Телегуз, которая последние восемь лет живет в Испании и помогает эмигрантам с регистрацией бизнеса. Идея создать комьюнити появилась у нее в 2020 году, когда она обратила внимание на то, что люди все чаще переезжают из России и стараются запустить бизнес за границей. «При этом часто они теряют много времени и денег, потому что не знают специфику местного рынка, законодательных нюансов», — рассказывает Телегуз. Поселившись в коливинге, они могли бы получить необходимую поддержку и реализовать свои идеи, говорит предпринимательница.

В 2021 году она нашла территорию площадью более 500 га на севере Испании, в провинции Астурия. Там уже расположены отель с рестораном, кондитерской, подсобными помещениями и конюшней. По словам Телегуз, все это принадлежит пяти испанцам, которые готовы продать землю с постройками за €5,5 млн. Пока она ищет инвестора, который сможет выкупить территорию и вложиться в ее дальнейшее развитие. На ней предпринимательница планирует создать хаб EcoDar с коливингом для специалистов в сферах IT, медиа и дизайна, мини-станцией по переработке пластика для локальных нужд, семейным парком с иммерсивными и обучающими активностями для детей и взрослых, домами для предпринимателей-резидентов, школой и йога-центром. Концепция предполагает постоянное и временное проживание. Для туристов на территории появятся глэмпинг, мини-ипподром и другие развлекательные объекты. 

На новом Meste

Трубчик считает, что «спецоперация» и последовавшая за ней волна эмиграции россиян способствовали росту интереса к созданию стартап-поселений. Об этом говорит и Микадо из PandaDoc. Идея «Mesto на карте» пришла ему в марте — в ответ на бум релокации из стран СНГ. На этот раз он сразу решил найти в проект гендиректора — им стал предприниматель Никита Куимов. К тому времени он вместе с женой Анастасией Климовой-Куимовой шесть лет развивал похожий на «Mesto на карте» проект «Смена». Партнеры арендовали в разных странах коливинги и коворкинги, где удаленщики могли работать и отдыхать в течение одной-двух недель. «У проектов [«Mesto на карте» и «Смена»] было много пересечений, а мне как раз хотелось двигаться дальше», — рассказывает Куимов. Он оставил «Смену» жене, а сам перешел в стартап Микадо.

Проект задумывался как сеть хабов в разных точках мира, где эмигранты могли бы снимать жилье, работать, оформлять документы и получать другую необходимую поддержку. Основными инвесторами проекта, помимо Микадо, выступили бывший директор по продуктам Google Андрей Дороничев и сооснователь Davidovs VC Николай Давыдов. Размер инвестиций партнеры не раскрывают. 

Первые два хаба команда «Mesto на карте» хотела открыть на Кипре и Бали. Выбор локаций Микадо объясняет наличием там местных партнеров, которые могли бы взять на себя управление проектами. Однако впоследствии команда отказалась от развития кипрской локации и закрыла местный хаб. Партнеры сразу сняли там большое жилое помещение, но не смогли заселить его и поэтому оказались в минусе. В компании предполагают, что ошибочным стал выбор локации: «Вероятно, вместо туристической Айя-Напы нужно было выбирать более спокойные Пафос или Лимассол». 

Проект на Бали продолжает работать. Его развивают местные партнеры Диана Калинина и Дарина Захарова. Калинина рассказывает, что переехала на остров вместе с семьей на неопределенный срок в марте 2022-го. Через несколько дней после переезда она увидела пост Микадо в Facebook (принадлежит компании Meta, которая признана в России экстремистской и запрещена), где он в общих чертах рассказывал об идее нового проекта, и решила стать партнером «Mesto» на Бали. В то время у нее не было работы: в России с 2017 года она развивала туристическое агентство Let it be, но из-за пандемии бизнес пришлось закрыть. 

Предпринимательница вспоминает, что спустя месяц они «хлопнули по рукам» с Микадо. Тогда же она привлекла в проект в качестве партнера Дарину Захарову, которая переехала на Бали в феврале 2022 года. Они уже работали вместе в России — организовывали фестиваль «Сказки на ночь» на территории винодельни Mangup в Крыму. 

Партнеры зарегистрировали местное юрлицо: часть в нем отошла головной компании «Mesto на карте», зарегистрированной в США, другая — Калининой и Захаровой, рассказывает Куимов, не раскрывая детали распределения долей. В качестве места, где приезжающие предприниматели и специалисты могли бы жить и работать, команда выбрала четырехзвездочный апарт-отель Citadines Berawa Beach Bali в прибрежной деревне Чангу. Там Калинина и Захарова сняли первые 13 номеров (всего, согласно договору с отелем, «Mesto на карте» может снять 50 номеров) и помещение под коворкинг. В последний потребовалось провести высокоскоростной интернет и докупить мебель. 

Живучая концепция

15 мая в балийское «Mesto на карте» приехали первые постояльцы. За почти два месяца проект на Бали успел принять 30 человек, еще 10 приедут в июле, рассказывает Калинина. Помимо жилья и рабочего места, «Mesto на карте» предлагает гостям помощь с оформлением визы и юридического лица (если есть такой запрос), консьерж-сервис, а также организует для них мероприятия вроде совместных ужинов и занятий йогой. «Мы помогаем решить все бытовые вопросы — от покупки шлема до открытия банковских счетов», — уверяет Калинина.

Люди могут остановиться в «Mesto» на Бали на срок от одного до 12 месяцев. Все услуги входят в стоимость пакетов проживания. Тариф для одного человека обойдется в $1350 за месяц, для двоих — в $1430, для пары с одним ребенком — в $2460, с двумя детьми — в $2490. Кроме того, гости «Mesto на карте» на Бали платят разовый релокационный платеж — от $180 за одного человека до $250 за пару с двумя детьми. За эти деньги клиентам оформляют визу по прилету на срок до 60 дней. Бизнес-визу (пребывание более 60 дней) одному человеку проект оформляет за $790, паре с двумя детьми — за $1690.

Один из постояльцев балийского «Mesto на карте», россиянин Андрей Лев, рассказывает, что переехал на Бали с девушкой в мае 2022-го. О коливинге он узнал из соцсетей Андрея Дороничева, за которыми следил после выпуска YouTube-шоу Юрия Дудя о Кремниевой долине. Лев говорит, что «удаленка на райском острове» была его давней мечтой. Отдал предпочтение переезду с помощью «Mesto на карте» потому, что в начале года «испытал достаточно стресса» из-за ситуации в мире и нескольких провалившихся переездов. Кроме того, проект привлек его тем, что позволял попасть в «комьюнити похожих людей, которые работают, живут и тусуются в одном месте».

Лев живет в «Mesto на карте» два месяца и планирует продлить пребывание еще на два. Он признает, что, решая вопросы в одиночку, он мог сэкономить. «Но пришлось бы тратить кучу времени на изучение, сбор, поиск ответов на вопросы непосредственно на локации, знакомиться самостоятельно с разными людьми, чтобы обзавестись связями, друзьями и просто контактами, — рассуждает он. — В этот раз я выбрал другой путь: первые две недели тратил время только на то, что хотел — хороший качественный отдых с адаптацией, работу и досуг в кругу интересных людей». 

Из соображений экономии времени на решение эмиграционных вопросов «Mesto на карте» выбрал и программист из Белоруссии Иван Пранович. По его словам, обычно жилье за рубежом можно снять либо на короткий срок до месяца, либо сразу на срок от шести месяцев. «Здесь же [в «Mesto на карте»] можно остановиться без проблем на несколько месяцев и не заморачиваться с поиском нужного варианта», — говорит Пранович. Он планирует жить в коливинге минимум полгода.

Куимов рассказывает, что в ближайшее время вдобавок к открытым хабам на Бали и в Турции планирует открыть подобные места в Испании и Таиланде и привлечь под это дополнительные инвестиции. Минеджян считает концепцию «Mesto на карте» и других похожих проектов перспективной — за счет того, что она предполагает временное проживание для специалистов и предпринимателей. «Такой формат [в отличие от постоянного проживания] более живучий, — говорит он. — Когда люди находятся друг с другом временно, они относятся более толерантно к соседям. К тому же так происходит постоянный обмен [знаниями и навыками]. Да и людям так проще оставаться мобильными». 

* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.


Редактор
Варвара Селизарова