Мировые тренды видеоконтента YouTube
В конце 2020 года YouTube поделился аналитикой основных трендов видеоконтента. Материал не показывает общих данных по просмотрам и охватам, но документ раскрывает, как мне кажется, наиболее важную и интересную информацию: динамику трендов популярных направлений контента и их связь с окружающей нас действительностью.
Эксперты Google соотнесли данные просмотров самых трендовых видео в 2020 году с так называемой The Human Needs Model, разработанной Сюзан Кресничка. Как оказалось, все наиболее популярные видео соотносятся с базовыми потребностями современного человека, выделенных Сьюзан: self care (забота о себе), социальные связи и идентичность.
Self care
В первую очередь эксперты отметили колоссальный рост контента, связанного с темой бережного отношения к себе, или self care. Беспокойство и неуверенность, вызванные глобальной пандемией, побуждали людей искать инструменты преодоления этих состояний.
Жители разных стран и континентов искали видео с кулинарными рецептами, физическими упражнениями, инструкциями по медитации и лекциями психологов.
Скачок интереса к видео этого типа особенно заметен на графиках в марте 2020. Google приводит в пример также и данные о среднем ежедневном время просмотра видеороликов, связанных с медитацией. Этот показатель в 2020 году увеличился более чем на 40%.
Социально-ориентированные ролики
Потребность людей взаимодействовать друг с другом, которой они были почти полностью лишены в прошлом году, повлияла на рост социально-ориентированных видео.
Пользователи смотрели ролики, чтобы напрямую или косвенно взаимодействовать друг с другом. По мнению некоторых социологов, именно этой необходимостью обусловлено возникновение видеотренда на дальгона-кофе.
Приготовление этого напитка по рецепту, которым в данный момент пользуется весь мир, давало зрителям YouTube возможность чувствовать себя вновь частью социума.
Или, например, еще одна статистика. В 2020 году просмотры видео #WithMe, в которых авторы и зрители совместно делают что-то, выросли на 600% после объявления самоизоляции.
Поиск идентичности
Поиск идентичности — финальный тренд, который отметили аналитики Google. В течение всего года пользователи YouTube пытались подтвердить свою значимость или же переопределить себя в социуме и жизни.
Пандемия нарушила планы: изменила жизнь, карьеру, перевернула с ног на голову привычный ход вещей. Людям было необходимо подтверждение собственной значимости.
YouTube оказался уникальным способом самовыражения или же, наоборот, инструментом для поиска себя в новом, перекроенном мире.
Именно поэтому в 2020 году случился настоящий бум обучающих видео. Люди учили и учились совершенном разным вещам: от кулинарии до дизайна интерьеров и квантовой физики.
Тренды видеоконтента российского YouTube
Согласно официальной статистике Google за декабрь 2020, в России видеоролики на YouTube смотрят 77% жителей. За последние несколько лет у нас эта платформа стала альтернативой телевидению. Именно поэтому в нашем YouTube сложились свои тенденции и тренды.
Юмор
Так, бесспорным лидером среди всех направлений стал юмор. На эту тему указала нам блогер Софико Шеварднадзе в своем шоу «Просто о сложном». В течение всего второго сезона передачи Софико общалась с самыми яркими представителями жанра в России и пыталась понять, как они справляются с сегодняшними реалиями.
«Юмор всегда был спасательным кругом в сложных ситуациях. Сегодня же комедия на отечественном YouTube побеждает все другие идеи. Все популярные YouTube-проекты — это юмористические каналы, работающие в разных жанрах: сатира, стендап или передачи в стиле "КВН".
Но, с другой стороны, не было другого такого времени, в котором юмору приходилась бы существовать в таких сложных условиях. Наступила новая этика, и к нам она пришла намного быстрее, чем мы этого ожидали. Но это делает феномен возрождения юмора в русскоязычном YouTube-пространстве особенно ярким», — поделилась Софико.
Интервью и talk-show
Еще один большой тренд в русском YouTube, конечно же, — интервью и всевозможные talk-show. Программы этого формата в 2020 году побили абсолютно все рекорды.
И здесь наша страна синхронизируется с выводами и статистикой Google. Все видеоинтервью и «разговоры на кухне по душам» — про связь зрителя с социумом.
Интервью на YouTube позволяют порассуждать о жизни вместе с Юрием Дудем или же заглянуть в гардеробную к Филиппу Киркорову, который дает интервью Ксении Собчак. Актуальность этого формата видео подтверждает и статистика YouTube-канала Софико Шеварднадзе «Просто о сложном».
За два месяца существования проекта в рамках YouTube-платформы прирост аудитории составил примерно 500%. Если первые выпуски посмотрело всего 500-700 человек, то на финальные эпизоды прошлогоднего сезона уже пришлось более 220 тыс. пользователей.
Создатели talk-show стремятся приглашать на интервью интересных спикеров, выбирать уникальные темы и неожиданные локации. Одним словом, делают все, чтобы выделиться из ряда схожих по контенту программ.
С потребностью взаимодействия с социумом аналитики связывают заметный рост контента в формате прямого эфира и развитие YouTube-live. Возможность побыть здесь и сейчас с человеком с другой стороны экрана в 2020 году была чуть ли не единственным способом коммуникации.
Опытные YouTubeры предрекают рост контента в стриминговом формате, и в 2021 году этот тип контента стоит первым пунктом в рекомендациях для тех, кто задумывается об открытии канала на YouTube или перевода проекта на новый уровень.