Почему Бразилия
Бразилия – это страна с 214 млн населения, которая в экономическом плане в некоторых областях (например, онлайн-образование) занимает до 60% рынка всей Латинской Америки.
Карта рынка EdTech ЛатАм.
У Бразилии в данный момент позитивный инвест-климат, за счет высокого проникновения интернета, приложений и онлайн-сервисов, активных вложений со стороны крупных международных компаний Amazon, Airbnb, Netflix и прочих.
Вложения венчурных денег в регион
Юридическое моменты
Обязательно создавать в Бразилии компанию, без счета и инкорпорации возможны проблемы. Например, WhatsApp был заблокирован в стране какое-то время по причине отсутствия юрлица. Можно воспользоваться уже созданным юрлицом на месте, если найдете такой вариант, это может быть агентство. Открытие счета займет до 2-х месяцев. Важно нанять местного бухгалтера для ведения отчетности.
Переезд
Для ведения бизнеса обязательно приезжать самостоятельно или иметь регионального менеджера на месте, так как у рынка есть свои особенности.
Находиться в стране можно 3 месяца без визы, а потом прийти в визовый центр и назначить продление еще на 3 месяца. Когда срок истечет, можно воспользоваться визой фрилансера.
Продвижение
Лиды стоят дешевле, а вот конверсия – ниже, чем в бизнесе в России. Сказывается необходимость доказывать свою состоятельность.
Для продвижения хорошо подходят заблокированные в РФ соцсети на букву F и на букву I.
Email-рассылка и холодные звонки работают плохо, для B2B лучше выбирать LinkedIn, а для общения с клиентами чаще всего используется WhatsApp Business.
Огромный рынок инфлюенсеров, через которых можно продвигаться: второй в мире после США.
Станислав Троскин
руководитель службы развития вертикали курьерских заказов, ex-BDO Brazil and LATAM inDriver
Когда мы устроили исследования «в полях», то узнали, что бразильцы разделяют понятия «такси» и «убер». То есть поняли, как позиционировать InDriver на этом рынке.
Продажи
Средний чек выше на юге Бразилии, где более европейский уровень жизни, более богатое население.
Часто пропадают после первой заинтересованности. Никогда не скажут, что продукт плохой.
Для продажи нужно минимум две встречи, первоочередной процесс на них – выстраивание дружеских доверительных отношений. При покупке очень важны кейсы и рекомендации друзей.
Сергей Блохин
сооснователь и коммерческий директор Yoloсo
Бразильцы хотят первыми получить выгоду от сделки: скидку, бонус или бесплатный временный доступ.
Команда
В Бразилии – португальский язык, поэтому если вы или член вашей команды им не владеет, будет сложно найти людей в команду, которые знают хотя бы английский.
В законах – сильный перекос в сторону прав работников, у них есть свои профсоюзы, они часто судятся с работодателями, а некоторые устраиваются на работу только с этой целью, так что надо быть осторожным и лучше иметь местного консультанта на этот счет. Найти людей в команду можно через местного HR, также можно искать сейлзов через Upwork.
Павел Папин
сооснователь и СЕО Академии Перемен и основатель комьюнити стартапов в Бразилии
Местных сложно назвать исполнительными – они регулярно срывают дедлайны, не любят стресса, не готовы работать «стиснув зубы», работает только воодушевление и эмоциональное вовлечение. Поэтому лучше миксовать команду: часть русскоязычные, а часть – бразильцы.