17 April 2023

Как Вологда стала центром производства дешевых вездеходов из бэушных деталей

Как Вологда стала центром производства дешевых вездеходов из бэушных деталей

На производственной площадке, зажатой между гаражами, автосервисом и молокозаводом, выпускают самый дешевый в России вездеход. Всего за 165 000 рублей покупатель получает аппарат с переломной рамой, сравнимый по своим ходовым качествам с вездеходной техникой стоимостью в несколько миллионов рублей. Вологодский ЗИС-5, за исключением китайского двигателя, почти полностью собирается из бывших в эксплуатации деталей и шин от российских автомобилей. В зависимости от сезона предприятие продает от 80 до 200 машин в месяц. Forbes разобрался, откуда взялось вологодское машиностроительное чудо

Они не боятся бездорожья, способны плыть по воде и перемещаться по местности с самым сложным рельефом. Производителей машин аналогичной конструкции в Вологде уже с десяток, и спрос не ослабевает. 

Московский дилер вездеходной техники Илья Третьяков впервые увидел вологодскую примитивную машину с переломной рамой на охоте. «Восемь лет назад я продавал технику с ценой более миллиона рублей. Но как-то на охоте увидел, как ребята на такой штуке просто творили чудеса на бездорожье, — рассказывает Третьяков. — Поехал посмотреть на производство где-то в 4:00, а там уже перед воротами толпа желающих поработать. Приехал человек, ткнул пальцем в пятерых — вот вы, остальные свободны. Задача: до обеда сделать 15 штук. С «Камаза» сваливают ржавые мосты с коробками передач, хватают их, сваривают, прикручивают к раме, один с ведром краски ходит и прямо по ржавчине красит. Вот такая была сборка».

Главное отличие дешевых вологодских вездеходов, прозванных в народе «каракатами», — большие шины низкого давления, полный привод и рама с узлом перелома, которая позволяет держать сцепление с дорогой всеми колесами при прохождении сложного рельефа.

 

Кто первым придумал эту конструкцию, неизвестно. «Кто-то у кого-то увидел и решил сделать лучше», — примерно так описывают начало своего бизнеса производители «каракатов» в Вологде. «Журнал «Моделист-конструктор» за 1967 год, если я не ошибаюсь, писал о вологодской, кстати, амфибии-переломке, с нее все это дело и пошло», — считает Третьяков.

Сейчас его компания «Мастер-техно» в разделе «Вездеходы 4х4 «каракаты» продает технику 20 наименований, среди них — и ЗИС-5. Эта машина считается самой дешевой и самой массовой моделью «караката». Ее собирают на переломной раме с поворотным кулаком от уазика, с мостами, коробкой передач и рулевой колонкой с рулем от ВАЗов. Все детали с авторазборок, поэтому гарантию можно получить только заводскую на китайский двигатель Lifan, которым комплектуется ЗИС-5. Шины для «караката» делают в отдельном цехе. С бывших в употреблении шин от «Камазов» и «Уралов» вручную срезают несколько сантиметров корта и вырезают новый протектор, после этой операции вес шины уменьшается с 80 до 20–30 кг. Затем их монтируют на вазовские диски, увеличенные до необходимых размеров специальным конусом.

По словам руководителя предприятия Михаила Молчанова, прототипом ЗИС-5 был «каракат», который повстречали на охоте в лесу. Машину привезли в Вологду, «конструкцию максимально упростили, облегчили и получили самые дешевые и, естественно, самые продаваемые машины». Первый «каракат» собрали в 2013 году, дело сразу пошло, как говорит Молчанов, и за год собрали 300 вездеходов.

Сейчас на предприятии работает 30 человек, летом, когда спрос на вездеходную технику увеличивается, они производят 200 «каракатов» в месяц. Никаких документов, за исключением чека на покупку, на транспортное средство не выдается. «Я сразу предупреждаю, что это техника не для дорог общего пользования придумана, — объясняет Молчанов. — Это вообще мотоблок юридически». Претензий у клиентов к качеству ЗИС-5 множество, на предприятии о них знают. «Не бывает идеальной техники, тем более для таких тяжелых условий эксплуатации, у вездеходов и за 8 млн рублей кузова рвутся. А у нас поломки, которые можно на коленке починить, — отвечает на претензии покупателей Михаил Молчанов. — У нас и объемы большие. Это как с «Евросетью» было, когда они начали продавать огромное количество телефонов, соответственно, возросло количество возвратов с браком».

«ЗИС-5 очень дешево стоит, из-за этого он очень хорошо продается, — говорит Илья Третьяков. — И им выгодно производить, только имея объем. А люди готовы сами дорабатывать технику, понимают, что сами они сделать ее не могут, денег купить достойный аппарат у них тоже нет. Поэтому они готовы мириться с низким качеством».

Любое улучшение качества комплектующих увеличивает цены на технику, а у ЗИС-5 даже защита над колесами и двигателем сделана из бэушных пластмассовых крыльев грузовиков МАЗ. Просьбы на установку новых деталей, например, или дополнительного оборудования от клиентов поступают, но производитель это не приветствует. «Есть люди, которые зарабатывают на установке дополнительного оборудования, мы выбрали другую концепцию», — говорит Молчанов.

Вологодское предприятие Олега Беляева производит и продает свои «каракаты» — «Охотник-лайт» по цене от 255 000 рублей. При этом на модель «Охотник», которая стоит на 10 000 рублей дороже, клиентам на сайте производителя предлагается длинный список дополнительных опций и комплектаций. Если выбрать самый мощный двигатель, самые дорогие колеса, мосты и заказать все предлагаемые опции из списка, то стоимость машины увеличится до 845 000 рублей. По словам Беляева, у  него были заказы на изготовление «караката» стоимостью 1,5 млн рублей, «полноценный хороший вездеход с «переломкой», как он говорит, будет стоить 1 млн рублей. А с паспортом самоходной машины (ПСМ) Гостехнадзора стоимость вырастет до 1,2–1,3 млн рублей. Этот документ выведет «каракат» в правовое поле, но для его вождения потребуются права на управление трактором. Без него владельцам «каракатов» могут выписать штраф, а саму технику отправить на штрафстоянку. Даже при перевозке «каракатов» в прицепе у инспекторов ГИБДД могут возникнуть вопросы. В таком случае производители советуют показать документы на двигатель, а про всю конструкцию в целом заявить, что она только что собрана самостоятельно. Компания «Мастер-техно» Ильи Третьякова продает комплекты для самостоятельной сборки «караката» за 93 500 рублей. В комплект не входят двигатель и колеса, которые значительно увеличат стоимость самоделки.

В производстве серийной техники в компании Олега Беляева, как и при сборке ЗИС-5, используются китайские новые двигатели и бэушные детали, но, как говорит Беляев, все они тщательно перебираются, выявленные дефекты устраняются. Первого «Охотника» Беляев собрал в 2015 году, до этого делал машины для себя. «Сначала трехколесный сделал для охоты, потом — на четырех колесах. С 1999 года этим занимался, а потом увидел, что и людям такая техника нужна», — рассказывает предприниматель. Конструкция, по его словам, была полностью разработана самостоятельно. Почему он ее не запатентовал? «Вот даже мысли не было, когда это все начиналось. С клиентами было очень сложно, потому что все бежали за китайскими квадроциклами, — говорит Беляев. — А потом, спустя годик-два, люди поняли, что все-таки квадроцикл-то не едет так, как этот вездеход. И плюс запчасти на квадроцикл очень дорогие. Соответственно, пошли за вездеходами». В его компании сейчас работает 43 человека, в среднем они производят в месяц 40 вездеходов. Покупатели приезжают за ними со всей страны, чуть меньше заказов, говорит Беляев, с юга России. Во многих регионах уже есть и свое производство «каракатов». «Приезжали к нам из Тюмени покупатели, приобрели вездеход, а потом смотрю, они уже свои продают», — рассказывает он.

 

Почему не спадает спрос на примитивную технику? «Это необъяснимый российский феномен, — разводит руками Александр Гущин, один из вологодских продавцов внедорожной техники. — Зачем наши люди до сих пор покупают «Ниву» и «буханку» (полноприводный микроавтобус УАЗ, производящийся с 1965 года. — Forbes)? Это менталитет наш российский: купить такое, а потом всех хаять, эксплуатировать и ремонтировать. Да и жен, терроризирующих мужей по вечерам, не отменял ведь никто. Куда спрятаться мужику? В гараж, где можно поковыряться с большой игрушкой». Гущин продает вездеходы, диски и шины для вездеходов от сторонних производителей, но и сам выпускает по четыре, как он говорит, «усовершенствованных «караката» в месяц. Хотя и признает, что по проходимости все «каракаты» одинаковы.

Сколько сейчас производителей «каракатов» в Вологодской области, неизвестно. В областном правительстве на этот вопрос не смогли ответить, перечислили лишь четыре компании, которые выпускают технику стоимостью несколько миллионов рублей. Среди них была названа компания «Лесник», которая уже 15 лет делает одноименные снегоболотоходы.

Владелец компании Андрей Иванов рассказывает, что, когда начинал этот бизнес, среди разработок компании тоже были «каракаты», но решили в итоге производить все же более серьезные машины. Самая дешевая машина, «Лесник-М», продается компанией за 2,8 млн рублей, «Лесник-Экстрим» с люксовой отделкой салона обойдется покупателю в 6,4 млн рублей. В год компания продает 60 снегоболотоходов. Иванов говорит, что вся техника сертифицирована, компания работает полностью официально.

Мешают ли ему производители «каракатов», которые большей частью находятся в тени? «А как Lada Vesta может повлиять на продажи Mercedes? Мы никак не пересекаемся», — считает Иванов. Он сейчас возглавляет российскую Ассоциацию вездеходной техники, которая была создана летом 2022 года. Сегодня ее членами стали 20 производителей, среди них есть и компании, выпускающие «каракаты». Зачем им это понадобилось?

 

«Очень много людей гибнет в стране именно вот на этих «каракатах», потому что их никто не сертифицирует, никто не делает каркасов безопасности, потому что это дорого, — объясняет Андрей Иванов. — Вот, например, вы решили, что официально «каракат» сертифицируете, вы его сделаете, затем выплатите утилизационный сбор, добавите маржу и на выходе получите 900 000 рублей. А в соседних гаражах 10 человек делают все то же самое, но неофициально, по 300 000 рублей. У вас будут покупать? Один из 30 купит у вас. Все остальные пойдут и купят эту дешевую небезопасную штуковину».

Компания Иванова производит большие автомобили-вездеходы, поэтому под утилизационный сбор, который был введен на самоходные транспортные средства, они не попадают. А на «каракаты», которые из утиля и собирают, этот сбор распространяется, если, конечно же, они производятся в легальном поле, с получением ПСМ. Иванов считает, что государство должно создать такие условия, при которых сами же производители будут заинтересованы в том, чтобы делать технику качественнее, безопаснее, чтобы она была сертифицирована: «Если нужен этот несчастный утилизационный сбор, ну сделайте его на «каракаты» по 20 000 рублей».

Пока покупатели выбирают технику подешевле, документы, качество и безопасность для них не имеют значения. Вологодские производители «каракатов» говорят, что бэушных деталей на авторазборках России предостаточно.

Анастасия Руденко для Forbes

На предприятии Олега Беляева собирают по 40 вездеходов «Охотник» в месяц. Их цена начинается от 255 000 рублей, это на 90 000 рублей дороже, чем у конкурентов, производящих ЗИС-5.

Анастасия Руденко для Forbes

Олег Беляев производит «каракаты» с 2015 года.

Анастасия Руденко для Forbes

Вездеходы могут оснащаться кабиной, закрытым кузовом, более мощным мотором и новыми деталями вместо бэушных. Все зависит от фантазии и бюджета заказчика.

Анастасия Руденко для Forbes

Сейчас на предприятии работает 30 человек, летом, когда спрос на вездеходную технику увеличивается, они производят 200 «каракатов» в месяц.

Анастасия Руденко для Forbes

На вездеходы в основном устанавливают «ободрыши» — шины от мощных грузовиков, с которых удалили несколько сантиметров корта и вырезали новый протектор.

Анастасия Руденко для Forbes

Одно из главных достоинств «караката» — рама с узлом перелома, которая значительно увеличивает возможности машины на бездорожье.

Анастасия Руденко для Forbes

Конструкцию максимально облегчили, упростили и получили самые дешевые и, естественно, самые продаваемые шины.