Студии балета и растяжки Levita заняли первое место в рейтинге самых выгодных франшиз Forbes в категории с инвестициями от 2 млн до 5 млн рублей. А началось все в 2017 году, когда бывший инженер «Газпрома» Артур Гуфранов и его жена Ксения, работавшая ранее юристом, открыли фитнес-студию в Москве
Это был их 15-й стартап, и тогда мало кто верил, что взрослые женщины, на которых они нацелились, увлекутся балетом. В 2020 году у компании появилась франшиза: занятия фитнесом в сочетании с балетом нашли огромный отклик, и сейчас у Levita более 108 000 клиенток с действующими абонементами. Чтобы их мотивировать, студии создают женские комьюнити, проводят мастер-классы, лекции, фотосессии и отчетные выступления.
К июню 2024 года сеть Levita разрослась до 444 студий, из них 402 работают в России, остальные за рубежом. Артур и Ксения Гуфрановы рассказывают, что успели изучить национальные особенности запуска балетных школ в 16 странах.
В 2022 году они попытались открыть студию в Бразилии, но возникли сложности. «Мы поняли, что если на занятия записываются 32 бразильянки, то приходит ноль, они очень расслабленные, — объясняет Ксения. — В России при такой же записи приходит человек 15». Тогда предприниматели придумали рекламный ход: в соцсетях разместили рекламу с кнопкой «Хочешь похудеть?», при клике на нее всплывало обещание, что всех после занятий будут угощать тортиками. После этого бразильянки пришли, с улыбкой вспоминает Ксения.
Без прыжков и пуантов
Гуфрановы родились в Сургуте, оба окончили по два вуза в Москве и к 2017 году разочаровались в наемной работе. Хотелось иметь свое дело, в котором было бы больше смысла, объясняет Ксения Forbes. «Мы уволились и чего только ни делали: пытались продавать букеты из конфет, устраивали мастер-классы по рисованию с бокалом вина, даже работали на Новый год как Дед Мороз и Снегурочка, — рассказывает Артур. — Денег это не приносило, а клиентами были в основном наши знакомые».
Ксения с трех лет занималась балетом, и она пришла к мужу с очередной авантюрной идеей: организовать студию балета для взрослых. Формат обычного фитнеса многим не подходит, студий классической хореографии, адаптированных для взрослых, без прыжков и сложных движений, в Москве было мало. Они решили еще раз рискнуть, тем более что больших инвестиций это не требовало.
«Мы сняли убогий зал на Новокузнецкой, за который платили почасовую аренду от 600 до 1500 рублей», — говорит Артур. Первая группа из 10 женщин набралась неожиданно быстро, за неделю. Первое время Артур работал администратором, Ксения вела занятия сама. «Иногда приходилось ночевать в зале на коврике», — вспоминают они. Клиентов становилось все больше, бизнес расширялся. В 2019 году у предпринимателей уже была студия 130 кв. м на Китай-городе, к концу года появилось название Levita. Балет и растяжка приносили 1 млн рублей выручки в месяц при рентабельности 30%. Гуфрановы наняли педагога-хореографа и администратора.
Поначалу тестировали разные направления — зумбу, тверк, танцы на каблуках, но потом поняли, что лучше сфокусироваться на балете и растяжке, уточняет Ксения. Клиенты, выбирающие современные танцы и балет, по ее словам, очень разные. Между ними даже возникали конфликты в раздевалке: раскрепощенные девушки, которые приходили на зумбу, раздражали балетных.
«У нас были детские группы, но от них пришлось быстро отказаться, — говорит Ксения. — Женщины приходят в студию отвлечься, отдохнуть от детей». Фишкой проекта стали небольшие группы и авторская программа с облегченной тренировкой — без травмоопасных балетных поз, прыжков и приседаний. Москвичкам понравился так называемый барре-фитнес — силовые тренировки у станка.
Во время пандемии стали очень популярны занятия фитнесом с элементами танцев — оборудования для них не нужно, заниматься можно дома на 2,5 кв. м, говорит глава Национального фитнес-сообщества Елена Силина. Когда ковидные ограничения сняли, в 2021–2022 годах в российских городах начался взрывной рост студий балета, пилатеса, растяжки.
Похудеть, исполнить мечту детства и стать балериной, сесть на шпагат, снять зажимы в теле, найти поддержку и общение, сформировать красивую фигуру и избавиться от болей в спине — с такими запросами в студии Levita приходят женщины от 18 до 80 лет.
Гибкий бизнес
Программа франчайзинга у Гуфрановых появилась в 2020 году, и с тех пор сеть развивается по этой модели. Первая партнерская студия открылась в Краснодаре, тогда из-за ковидных ограничений создатели франшизы продавали ее с дисконтом, паушальный взнос был 140 000 рублей (сейчас — 1,5 млн рублей). Цены на аренду из-за пандемии тогда упали: девушка-франчайзи из Тюмени, например, смогла арендовать помещение всего за 35 000 рублей в месяц.
С самого начала предприниматели, которые хотят развивать франшизу Levita, проходят строгий отбор: тех, кто не готов погрузиться с головой в бизнес, и равнодушных к балету создатели франшизы в партнеры не берут. По условиям договора, каждый предприниматель должен сам поработать администратором три месяца, чтобы понять, чем живут студия и клиенты.
Руслан Горячковский из Владивостока приобрел франшизу Levita весной 2022 года. По его словам, у них с женой Ириной раньше была музыкальная школа, но от этого бизнеса из-за условий Levita пришлось отказаться. Студия уже в первый месяц принесла выручку около 2 млн рублей. К концу 2023 года у Горячковского было четыре студии, их совокупная выручка достигла 60 млн рублей в год.
Основа этого бизнеса — педагоги, занятия ведут профессиональные хореографы, балерины, гимнастки, артистки цирка, все, кто знает основы балета и растяжки, поясняет Горячковский. Сейчас у него уже пять точек во Владивостоке, скоро он планирует открыть студию в ОАЭ.
Гуфрановы создали академию Levita, где проходят обучение и партнеры, и педагоги. Артур и Ксения каждый день устраивают встречи с франчайзи в зуме. Они сами прошли путь проб и ошибок, и им есть чему научить новичков. «Например, сначала мы не заключали договор аренды и однажды оказались на улице: арендаторы сменили ключи, — рассказывает Ксения. — Пришлось за день найти помещение, Артур с братом всю ночь делали ремонт, чтобы не отменять занятия». Теперь они советуют партнерам обязательно заключать договор и прописывать условие, чтобы владельцы помещения предупреждали за два месяца до выселения.
Другая ошибка новичков, по словам Артура, в том, что они боятся вкладываться в рекламу и увеличивать бюджеты на нее. «Но мы уже убедились, что в нашем бизнесе каждый рубль, вложенный в рекламу, приносит до 25 рублей выручки», — говорит он.
100 000 балерин
В 2023 году совокупный оборот российских фитнес-клубов вырос на 11,6% и достиг 172 млрд рублей, по данным Национального фитнес-сообщества. В этом году эксперты прогнозируют рост еще на 18%.
Поскольку затраты на открытие новой точки выросли из-за подорожавших оборудования и материалов, 78% от общего количества открытых в 2023 году клубов приходилось на студийные проекты — танцы, йогу, пилатес, балет, любые групповые программы, поясняет Елена Силина. Как правило, это небольшие площадки от 70 до 500 кв. м с инвестициями от 1 млн рублей.
Сумма стартовых вложений в студию Levita начинается от 2,5 млн рублей, из них 1,5 млн рублей — паушальный взнос. Дорогого оборудования для залов не требуется: нужен станок, зеркала и хорошее покрытие на полу.
Сейчас в студиях Levita занимается более 108 000 человек с действующими абонементами. Обязательным условием для франчайзи стала организация интересных событий для клиенток — для них проводят мастер-классы, например по актерскому мастерству, рисованию, макияжу, рукоделию, лекции врачей, нутрициологов, устраивают фотосессии. Все это вместе с итоговыми концертами, которые дают в декабре и мае, мотивирует их не бросать занятия. Отчетный концерт во Владивостоке, например, собрал 350 зрителей, 70 учениц выступали на сцене с 40 номерами. Чтобы клиентки не заскучали, для них придумывают что-то новое. «Как у «Макдоналдса» сезонный бургер, у нас есть сезонные программы. В этом мае была «попа+пресс» для желающих подкачать проблемные зоны к лету», — замечает Артур.
Абонемент на три месяца в Москве стоит 22 500 рублей, пробное занятие бесплатное. «По итогам года это может выйти дороже, чем карта спортклуба, но зато в моменте выгоднее — многие клубы не продают короткие абонементы», — отмечает Елена Силина. Студии классической хореографии, по ее словам, это интеллигентный вид фитнеса, его обычно выбирают женщины, которым не нравится «тягать железо». Нередко дочери покупают абонементы для своих мам. «У нас была клиентка, которая начала ходить на занятия в 78 лет, занималась через день, и у нее улучшились показатели крови и здоровья», — рассказывает Ксения.
Точки Levita сейчас работают в 183 городах, из них 162 в России. Доля партнеров, открывших две и более студии, — 51%. Оборот сети в 2023 году составил 3,6 млрд рублей, за пять месяцев 2024 года — 2 млрд рублей, управляющая компания за тот же период текущего года заработала 279 млн рублей выручки.
Ксения и Артур планируют, что к концу 2024 года сеть вырастет до 500 точек. У студийного формата фитнеса есть большой потенциал: в России, по словам Силиной, только 4,5% населения вовлечено в рынок фитнес-услуг, тогда как в некоторых странах Западной Европы этот показатель в десять раз выше.