Этичный ИИ — от принципов к практике
Чем больше задач делегируется алгоритмам, тем более остро встают вопросы безопасности и ответственного применения систем искусственного интеллекта (ИИ). Ответом на вызовы, связанные с использованием ИИ, становятся различные стандарты и технологические решения, которые призваны снизить уровень существующих рисков и обеспечить надежную и безопасную работу алгоритмов.
В 2021 году в России был принят Национальный кодекс этики в сфере ИИ. Кодекс разработан Альянсом в сфере искусственного интеллекта, и к нему уже присоединились многие ведущие российские компании — лидеры в разработке технологий. В этом же году собственный набор этических принципов для ИИ представил Китай. ЕС рассматривает этические аспекты как одну из основ регулирования искусственного интеллекта. Счетная палата США, в свою очередь, опубликовала рекомендации по обеспечению ответственной работы систем ИИ в деятельности госорганов и других лиц. Наконец, в ноябре были приняты первые международные Рекомендации ЮНЕСКО по этике ИИ.
Следующим шагом должно стать распространение принципов, заложенных в этих документах, для их практического применения в ИИ-сообществе.
Искусственный интеллект как автор
В соответствии с принятым сегодня подходом, авторство изобретений или произведений искусства может быть признано только за человеком. Однако с развитием генеративных нейросетей искусственный интеллект научился создавать собственные произведения.
Чем большее развитие получает генеративный ИИ, тем чаще возникает вопрос относительно авторства созданных им произведений. Основатель компании Imagination Engines Стивен Талер уже несколько лет работает над признанием права алгоритмов быть указанными в качестве соавторов патентов. Он добился успеха в Австралии, где федеральный суд принял решение о том, что алгоритм может быть указан в качестве соавтора в заявке на патент. Аналогичное решение было принято и в ЮАР.
Пока признание за ИИ авторских прав — это скорее исключение, чем правило. Однако чем более продвинутым становится генеративный ИИ, тем актуальнее дискуссия относительно модификации регулирования.
Распознавание эмоций
Технологии распознавания эмоций существуют не первый год. Еще в 2018 году аналитики Gartner прогнозировали, что к 2022 году 10% всех персональных цифровых устройств будут оснащены данной функцией. Сегодня инструменты для распознавания эмоций можно найти в системах национальной безопасности и в аэропортах, в образовательных учреждениях и стартапах по найму, в ПО, предназначенном для обнаружения психических заболеваний, и в программах для предотвращения преступлений.
Синтетические данные
Требования, связанные с обеспечением безопасности и конфиденциальности данных, накладывают ограничения на доступ к ним, в том числе разработчиков систем искусственного интеллекта. Если данные недостаточно репрезентативны, некорректны или невысокого качества, это не может не отразиться на работе алгоритмов. Широко известны примеры, когда использование нерепрезентативных данных приводило к дискриминирующим решениям.
Чем больше возникает проблем с получением реальных данных, обеспечением их качества и репрезентативности, тем более востребованными становятся синтетические данные. Синтетические данные имитируют реальные, но они не имеют реальных источников. Это позволяет решить такую проблему, как защита конфиденциальности, поскольку даже утечка таких данных не принесет никакого вреда реальным людям.
В то время как подготовка датасета на основе реальных данных представляет собой достаточно трудоемкую и дорогостоящую задачу, синтетические данные генерируются автоматически под конкретные задачи.
От цифровых экосистем к метавселенным
Термин «метавселенная» (англ. metaverse) появился не в 2021 году. Впервые его ввел писатель-фантаст Нил Стивенсон в романе 1992 года «Лавина», где описывается трехмерная виртуальная реальность, которая объединяет весь мир. Однако в 2021 году о метавселенных начали говорить как о следующем этапе развития онлайн-пространства, который навсегда изменит представления о том, что такое реальность.
Летом 2021 года Марк Цукерберг в интервью The Verge сообщил о планах по построению гиперсвязанного пространства впечатлений, которое объединит развлечения, работу, шопинг и общение в единой виртуальной среде.
Генеральный директор NVIDIA Дженсен Хуанг считает, что скоро экономика виртуального мира станет больше, чем экономика реального, и в ближайшем будущем мы будем покупать 3D-модели домов, машин или предметов интерьера так же, как сегодня мы покупаем цифровые книги или музыку.
Новая жизнь криптопроектов
В 2021 году значительно вырос интерес к криптопроектам. По оценкам CBInsights, за первые три квартала 2021 года инвестиции в данное направление выросли на 384% по сравнению со всем 2020 годом — с $3,1 млрд до $15 млрд. Ожидается, что по итогам 2021 года инвестиции в криптопроекты составят 16% от вложений в финтех-компании и 3% от инвестиций, привлеченных стартапами в целом.
Какой процент из появившихся в последнее время криптопроектов останется на плаву — покажет время. Но очевидно, что многогранность технологии позволит ей оставаться востребованной и находить новое применение.
Маркетинг без cookies
Пользователи уделяют все больше внимания своей приватности. Так, согласно исследованию, проведенному Kantar для Securys Limited среди более чем 4 тыс. жителей Франции, Германии, Великобритании и Ирландии, почти 80% онлайн-потребителей читают условия политики приватности перед совершением покупки.
Одним из последствий борьбы за приватность данных в онлайн-среде стал фактический отказ от такой технологии отслеживания поведения пользователей, как cookie-файлы. Несмотря на то, что изначальные планы Google по вводу блокировки cookie-файлов были перенесены с 2022 на 2023 год, очевидно, что игроки рынка интернет-рекламы и маркетинга должны уже сейчас быть готовыми к жизни без «печенек».
Киберспорт на взлете
Глобальный рынок киберспорта в 2021 году оценивается в $1,08 млрд — на 50% больше, чем в 2020 году, а к 2024 году он вырастет еще почти на 60% — до $1,6 млрд. Аудитория киберспорта в 2021 году приблизится к полумиллиарду человек.
Интерес к киберспорту в России существенно вырос после победы российской команды TeamSpirit в финале соревнований по Dota 2, который в 2021 году прошел в Бухаресте. Участники команды получили денежный приз ($18,2 млн) и официальные поздравления от президента России Владимира Путина и вице-премьера Дмитрия Чернышенко.
Новая стадия импортозамещения
Летом 2021 года была утверждена дорожная карта, согласно которой индекс технологической независимости России в области промышленного ПО должен возрасти с показателя в 15% в 2021 году до 60% в 2024 году.
Импортозамещению уделяется больше внимание и в плане мероприятий по поддержке ИТ-отрасли в составе второго пакета мер поддержки, утвержденном правительством России в сентябре 2021 года.
Регулирование рекомендательных систем
Рекомендательные алгоритмы — тренд в работе массовых коммерческих цифровых сервисов (от социальных сетей и онлайн-кинотеатров до систем геонавигации и голосовых помощников). Обратная сторона системы формирования пользовательских предпочтений заключается в том, что потребитель оказывается в узком информационном пузыре своих предпочтений. Он «теряет в кругозоре», у него снижается способность к фактчекингу из-за отсутствия доступа к важной информации, не попадающей в его стабильные предпочтения.
Законопроекты о предоставлении пользователям возможности отключать рекомендательные системы сегодня рассматриваются как в России, так и в других странах:
В России прорабатывается законопроект о регулировании рекомендательных сервисов.
В США рассматривается законопроект в защиту интересов пользователей медиаплатформ.
В Китае опубликован проект нормативного документа, устанавливающего новые правила регулирования работы алгоритмов рекомендательных систем.
Национальные цифровые валюты
В ближайшее время в России наряду с наличными и безналичными денежными средствами может появится третья форма национальной валюты — Центробанк РФ приступил к реализации проекта по созданию цифрового рубля. До конца 2021 года планировалось завершить создание прототипа, который намечено протестировать в течение 2022 года.
Гибридный формат занятости
Согласно результатам исследования «Будущее работы и рабочих мест», реализованном РАЭК, Microsoft и НИУ ВШЭ, на сегодняшний день гибридный режим работы доступен 51,3% опрошенных сотрудников российских компаний. Наиболее распространенным вариантом в отечественных компаниях является перевод на гибридную работу 50% и менее сотрудников, в то время как остальные продолжают работать в обычном офисном режиме. 71% сотрудников компаний, принявших участие в исследовании, хотели бы и в дальнейшем иметь возможность работать в гибридном режиме.
Изменения, произошедшие в занятости, обладают долгосрочным эффектом, что, безусловно, окажет влияние не только на организацию работы компаний, но и на жизнь общества в целом, включая такие экономические и социальные эффекты, как миграция рабочей силы (феномен «цифровых кочевников»), рост онлайн-потребления или развитие локальных сообществ.
Уход массовых мероприятий в онлайн
В 2020 году эпидемия COVID-19 нанесла по ивент-рынку ощутимый удар. Выходом для индустрии стало перемещение в онлайн — концерты и другие ивенты стали проходить на таких платформах, как Fortnite, Minecraft, Zoom, Spotify и Twitch. Стартап FlyMachine, который разрабатывает платформу для онлайн-концертов, привлек $21 млрд инвестиций для реализации в постпандемийном мире возможностей, связанных с виртуализацией мероприятий.
Онлайн-среда позволяет реализовать самые смелые идеи организаторов и пригласить на мероприятия многомиллионную аудиторию, включая тех, кто по различным причинам не может посещать офлайн-ивенты.
Переход в онлайн затронул не только сферу развлекательных мероприятий. Так, в России в 2021 году постановлением правительства России была легализована онлайн-защита диссертаций.
Демократизация контента
Одним из последствий пандемии стал глобальный сдвиг в процессе производства контента. Сегодня каждый может создавать собственный контент и обмениваться им с глобальным сообществом. И для этого не обязательно быть профессионалом — по оценкам Statista, сегодня в мире насчитывается 50 млн создателей онлайн-контента, из которых только 2 млн являются профессионалами.
Новые подходы к созданию лекарств
Разработка лекарственных средств — это длительный и трудоемкий процесс. Полный цикл создания нового лекарственного препарата может занимать 12-15 лет, а совокупные затраты могут достичь 2 млрд евро. При этом менее 1% проектов добиваются успеха.
Нейронные сети гораздо быстрее и точнее справляются с анализом всех возможных молекул, которые потенциально могут обладать лекарственными свойствами. Таким применением ИИ занимается, например, британский стартап Exscientia.
Еще одно применение технологий для производства лекарств — 3D-печать. В 2020 году объем рынка 3D-печати лекарственных средств оценивался в $175 млн, а к 2025 году он может вырасти до $285 млн.
Возможно, в будущем развитие технологий приведет к появлению аппаратов, которые за считанные дни будут разрабатывать индивидуальные лекарственные средства для индивидуальных пациентов и распечатывать их с помощью 3D-принтера.
Делегирование задач технологиям
С развитием цифровизации люди все больше и больше полагаются на технологии. Системы поддержки принятия решений помогают врачам в постановке диагнозов и в прогнозировании развития заболеваний; скоринговые системы оценивают платежеспособность заемщиков или проверяют правоспособность контрагентов; виртуальные ассистенты дают рекомендации по питанию, помогают выбрать подарок или упрощают выполнение финансовых операций; с помощью голосовых помощников можно управлять «умным домом», узнать погоду или заказать билеты, наконец, с ними можно просто поговорить.