Мы спросили читателей, как они выбрали свою профессию и довольны ли этим решением.
На примере их историй видно, что причины выбора будущей специальности могут быть очень разными — от примера родителей до случайной, но вовремя услышанной фразы. Собрали 10 факторов, которые могут определять будущее.
Это истории читателей из Сообщества. Собраны в один материал, бережно отредактированы и оформлены по стандартам редакции.
ФАКТОР № 1
Семейные традиции и общая тяга к точным наукам
Pony-popony 🦄
довольна выбором
В старших классах у меня уже было понимание, что гуманитарные науки и профессии — не мое. Методом «от противного» вычеркивала предметы, которые плохо даются или неинтересны. В подборке остались языки, математика, физика. Химия тоже была ничего, но давалась сложнее, да и медицинский я бы не потянула ни по каким параметрам.
Поскольку в семье много инженеров, выбор был очевиден, как и университет. Вариант переезда не рассматривала: было страшно и не видела необходимости. Были, конечно, тревоги с выбором направления. Папа советовал «девочковые» специальности типа логистики или стандартизации. Но я выбрала аэрокосмическую направленность, факультет летательных аппаратов в СГАУ. Есть стереотип, что после этого все идут работать на один из двух заводов, но мои папа и дядя, выпускники того же факультета, были прямым доказательством обратного. И мальчиков на тех направлениях много, что меня тоже подкупало, хотя и в этом нашлись минусы.
В итоге на младших курсах у меня уже была эфемерная картинка идеальной работы в голове: как мы делаем модельки на компьютере, изучаем разные случаи и получаем цветастые изображения, как это все красиво, сложно и интересно. И учиться нравилось, и по счастливой случайности моя первая работа на все 100% совпала с мечтами, почти по специальности. На работе 90% коллег — выпускники того же вуза, многие с того же факультета, многие выросли в процессе работы в смежных, а некоторые даже в противоположных сферах. Я ничего бы не изменила, даже если бы и могла.
ФАКТОР № 2
Страсть к классическим танцам и дедушкины гены
Крымская Вишня
танцует
Я родилась в абсолютно нормальной по меркам общества семье: мама — врач, отец — инженер, бабушка — медицинский работник, дедушка — кинооператор. В детстве занималась художественной гимнастикой, рисованием и английским — и всем из-под палки. Когда меня спрашивали, чем хочу заниматься, когда вырасту, я отвечала: «Плевать в лужи». Затем под влиянием спорта я захотела стать воздушной гимнасткой в цирке, а потом резко — под влиянием родителей — врачом, а именно судмедэкспертом. Так и готовилась в мед до девятого класса, параллельно заглядываясь на профессию журналиста или коррекционного педагога.
В девятом классе спорт закончился, в моей жизни появился балет. Я посмотрела, как работают мои педагоги по три часа четыре раза в неделю, посмотрела на их машины, побывала у них в гостях и подумала: «Неплохо». В 17 лет выдалась возможность побыть педагогом, и мне очень понравилось. Получала я тогда чисто символически, но на закрытие девичьих хотелок хватало.
У меня всегда хорошо складывались отношения с детьми, получалось учить и передавать знания. К тому же мне дико нравилось танцевать — именно классический танец. Я подумала, что быть специалистом в таком одновременно узком и востребованном направлении будет очень здорово.
Семья была в шоке — не осудили, но и не поддержали. В одиннадцатом классе, когда все мои одноклассники усиленно готовились к экзаменам и поступлению на юриспруденцию и менеджмент, я сдала ЕГЭ очень средне, ведь времени на подготовку не хватало из-за работы и концертов. Зато творческий вступительный экзамен в университет сдала на 100 баллов из 100 и оказалась недалеко от начала рейтинга. И вот спустя три года обучения пишу эту историю и получаю специальность «артист балета, педагог-хореограф и балетмейстер».
За это время я успела поработать и хореографом, и тренером по стретчингу и фитнесу, и актрисой на «Ютубе», и копирайтером, но все вернулось к педагогике классического танца. Специалисты, которые обучены по петербургской или московской методике, очень востребованы за границей, так как именно русский балет считается эталоном в классической хореографии. На вопросы знакомых, почему не что-то более приземленное, отвечаю, что дедушкины богемные гены взяли верх.
ФАКТОР № 3
Борьба с комплексами и настойчивый декан
Лежу на Луне
поборола себя
В школе была очень замкнутой и стеснительной. Я жила тогда в Кабардино-Балкарии, и возможности уехать дальше Пятигорска не видела. Меня интересовали две вещи: музыка и языки. В Институт искусств я могла поступить только после колледжа искусств, поэтому документы подала в Кабардино-Балкарский государственный университет на факультет лингвистики, на направление «английский язык», и на недавно открывшийся факультет журналистики.
Декан последнего факультета буквально взял под руку мою маму, сказав: «Вы что, хотите, чтобы ваша дочка со скуки умерла? Меняйте приоритет с лингвистики на журналистику». И так я, стеснительная и необщительная, оказалась с микрофоном и камерой на улице, проводя опросы и интервью с незнакомцами. Это сильно помогло преодолеть комплексы.
Спустя шесть лет бакалавриата и магистратуры по журналистике я дома, на удаленке, далеко от своей специальности — стала моушен-дизайнером. Зато больше не стесняюсь.
Искренняя любовь к специальности
Чмоня
живет в музейном мире
Я искала гуманитарное направление, соответствующее моим интересам хотя бы частично. Делала все это за полгода до выпуска. Наткнулась на такую вещь, как музеология: учишься на музейного работника. Подумала, что это будет как раз сочетанием истории и искусства, которые я люблю, как и музеи. Училась на факультете истории искусства в РГГУ.
В итоге работаю по специальности — хранителем музейных предметов. Мне нравится моя работа, и пока я считаю, что в 16 лет сделала правильный выбор — в отличие от многих моих одногруппниц, которые пошли на эту специальность только потому, что не прошли на бюджет, куда хотели. Всего два человека из нашей группы, включая меня, шли на музеологию целенаправленно. Не жалею, люблю музейный мир и ничего бы менять не стала.
ФАКТОР № 5
Девушка, которую мечтаешь проводить до дома
Ivan Ivanov
поддался чувствам
Техническое направление мне было предначертано сильно заранее: пятерки по математике, олимпиады, поступление в физмат-лицей в восьмом классе. Как-то даже в мыслях не было других вариантов: все мужчины в семье занимались электрикой и электроникой, я в детстве постоянно что-то паял, ремонтировал, за компом сутками просиживал. Что именно буду делать, не знал. Нравилось возиться с железками, думал, буду ремонтировать компьютеры.
Родители хотели отправить меня учиться туда же, где учился отец, на специальность по электронике и электротехнике. Но я встречался с девочкой, папа которой был программистом.
Я ходил с ней за компанию в вуз на подготовительные курсы для поступления на прикладную математику. Это был повод проводить ее до дома после или вместе прогулять, имея алиби. Так и поступил на тот же факультет, что и она.
Потом новая любовь, Москва. Бросаю вуз, переезжаю, живем у брата девушки, первый раз ищем жилье и работу. Сходил на три собеса, два — на программиста, один — на админа. Везде предлагали копейки, я делал честные глаза и обещал научиться всему. Получил офферы и решил идти все-таки в программисты, потому что вроде как перспективнее. Кажется, не прогадал.
ФАКТОР № 6
Первая стажировка и наблюдение за профессионалами в действии
Андрей Гост
поразился
В десятом классе много рассуждал над тем, какую профессию выбрать. Мне посчастливилось долгое время обсуждать эту проблему с репетитором по обществознанию и истории. В конечном итоге моей персональной рекомендацией была юриспруденция. Я так и сделал — поступил на юридический факультет. Весь первый курс сомневался в правильности выбора, не ощущал какой-то страсти к дисциплинам, которые нам преподавали, но у меня получалось хорошо учиться без сверхусилий.
Все изменилось после второго курса: я подумал, что чем раньше начну работать по специальности, тем легче будет в дальнейшем. Стал подрабатывать помощником в юридической фирме за абсолютно символическое вознаграждение. Чтобы справляться с обязанностями, юридическое образование вовсе и не требовалось, так как сложную юридическую работу молодым студентам никто не доверяет. Но когда я видел результат старших коллег, был в шоке оттого, что право — то, чему я учился пока только в теории, — очень эффективно работает на практике. В тот момент мир перевернулся с ног на голову.
Полагаю, что мне просто повезло, и какого-то универсального рецепта любви к профессии не существует, но однозначно нужно прислушиваться к себе и заниматься делом, которое ты любишь, а остальное приложится.
ФАКТОР № 7
Родной город, в котором нет перспектив и выбора
фывфыв
не стал военным
В маленьком городе, откуда я родом, очень мало социальных лифтов и будущее выпускника школы выглядит так: военная карьера, вахта, ГЭС, куда можно попасть, только имея там родственников, кладовщики-продавцы-разнорабочие и, в общем-то, все. Для получения высшего образования нужно ехать в другой город, что я, собственно, и сделал. Специальность выбрали родители, у меня не было предпочтений. Закончил, переехал в город побольше — и вот только тогда я ощутил вкус возможностей и всю широту жизни. Переквалифицировался в охранника мониторов, и вот я здесь.
Из моей истории один вывод: нужно как можно раньше ехать в большой город, если ты родился в маленьком. Уклад провинциального города довольно ограничен, и ты, сам того не замечая, становишься ограниченным, а это сужает возможные варианты. Стандартный способ — поступление в вуз для релокации, из плюсов — общежитие, стипендия, коллектив. Если вы не определились с будущей специальностью, выбирайте факультет, куда сможете поступить бесплатно. Я вижу поступление в вуз скорее как шанс зацепиться за город, а не возможность получить высшее образование, которое чаще всего себя не оправдывает. В современных реалиях продавец автомобилей получает такие же деньги, как и бухгалтер с вышкой, а возможно, и больше.
ФАКТОР № 8
Ненависть к рутине
Анастасия Ступенькова
принимает звонки
Летом после первого курса мне нужно было работать, и я пошла в такси диспетчером. В 2008 году за смену платили 500 Р, что для студента были немаленькие деньги. В 2010 году бросила универ и пошла работать туда, где ценили мои умения болтать по телефону. Так я попала на первую линию саппорта, и вот уже 12 лет болтаюсь по разным проектам поддержки — от агента до помощника руководителя, от IP-телефонии до поддержки Министерства обороны.
Тащусь от новых проектов, пищу, когда нужно все заново настраивать, и сладко матерюсь, когда от усталости пожрать некогда. Когда все настраивается и превращается в рутину — ухожу, и все по новой.
ФАКТОР № 9
Профессор с правильными вопросами
Гузель Султанова
любит хоккей
Я не собиралась поступать в СПбГУ, но по сумме баллов ЕГЭ прошла на бюджет экономического факультета. Решила идти туда без конкретного плана. На первом курсе попала к отличному профессору, который задавал правильные вопросы: какая сфера вам интересна? какие проблемы в ней существуют? как вы можете решить эту проблему?
Я люблю хоккей. Проблема — клубы не самоокупаемы. Что я могу? Повысить доходы за счет маркетинга. Так я решила стать спортивным маркетологом. Писала курсовые, диплом и магистерскую диссертацию, теперь пятый сезон работаю в хоккейном клубе и менять сферу не хочу.
ФАКТОР № 10
Желание быть свободным
Comandante
директор компании
Наблюдая за мучениями отца с начальниками из топ-менеджмента разных окологосударственных компаний, я довольно быстро осознал, что не хочу быть руководителем средней руки, а уж тем более рабом — инженером, продавцом, программистом, бухгалтером.
Осознанно потратил 15 лет карьеры на работу в международных компаниях и обрастание деловыми связями, параллельно последние семь лет строил собственный проект. С 2019 года я директор производственной компании. Во всем есть свои плюсы и минусы — для меня лучше быть готовым работать 24/7, но свободным, чем работать с 9 до 18 и радоваться пятнице.