Молодежные акселераторы Сбера и президентская платформа ««Россия – страна возможностей» провели опрос среди молодых людей об их отношении к предпринимательству. Участие в нем приняли свыше 1200 человек в возрасте от 14 лет, треть из них – это школьники, 26% – студенты, еще 20% совмещают учебу с работой. Большинство опрошенных респондентов (36%) проживают в городах России с населением до 1 млн человек.
8 из 10 молодых россиян хотели бы стать предпринимателями
Среди опрошенных школьников 84% желающих основать бизнес, среди студентов – 82%. 36% опрошенных привлекает технологический бизнес, еще 33% хотели бы вести традиционный бизнес – открыть кафе, торговое предприятие, салон красоты и прочее (среди студентов – 39%). Социальными проектами интересуются 17% респондентов.
Главное – свобода: в выборе идеи для реализации, рабочего графика и команды. Зарплата – потом
Современная молодежь видит много преимуществ в предпринимательстве относительно корпоративной карьеры: в первую очередь, возможность создавать новые продукты (76%); 53% отмечают возможность выбирать те проекты/задачи, которые нравятся; каждого второго привлекает возможность сформировать свою команду и окружение; 46% видит плюсы в том, что зарплата зависит только от самого себя, 43% видят преимуществом предпринимательства возможность получить известность и признание обществом. Девушки чаще юношей отмечают в качестве преимуществ гибкий график (42% против 31%) и возможность удаленной работы (25% против 16%). Чем старше респондент, тем реже преимуществом своего бизнеса называют гибкий график и отсутствие руководителя. Ценность внедрения чего-то нового чаще называют мужчины, чем женщины (52% против 47%).
20% молодежи думают, что быть предпринимателем в России скорее легко. 54% респондентов полагают, что вести собственный бизнес в России скорее сложно. Среди препятствий открыть свое дело респонденты называют финансовые ограничения (65%), дефицит знаний и навыков (54%), 44% не знают, с чего начать (44%). 30% респондентов говорят о том, что у них нет команды единомышленников и экспертизы для продвижения идей.
Фокус на «мягкие навыки»
Большинство респондентов (87%) считают, что предпринимателям важны «мягкие навыки», такие как коммуникабельность, креатив, критическое мышление, однако многие заявили, что вместе с мягкими навыками важна комбинация профессиональных и цифровых компетенций. Важность обособленно предметных знаний (hard skills) выделяют лишь 3% опрошенных.
Возраст – не помеха
Молодые россияне (36%) считают, что возраст не является важным критерием для того, чтобы начать свое дело. 9% отмечают, что делать первые шаги можно уже в старшей школе, 24% - что предпринимательство можно совмещать с учебой в вузе либо посвятить себя делу сразу после обучения. 30% отмечают, что сделать выбор в пользу предпринимательства следует поработав в найме и набравшись опыта.
«По мнению молодых людей, главные навыки для предпринимателя – стратегическое мышление (45%), лидерские качества (37%), гибкость/адаптивность (34%) и финансовая грамотность (33%). Все необходимые компетенции можно прокачивать, и мы ведем активную работу в этом направлении. Пройти диагностику и развить надпрофессиональные навыки можно в Центрах компетенций нашей платформы, открытых на базе российских вузов в более чем 40 регионах России. Гибкие навыки помогут в выстраивании карьерной траектории и развитии собственных проектов», - отметил Дмитрий Гужеля, заместитель генерального директора АНО «Россия – страна возможностей».
Наталья Магидей, управляющий директор Сбера по работе со стартапами: «Данные опроса подтверждают, что у молодых людей высокая готовность к риску, активная жизненная позиция и интерес к технологиям. Многие из них рассматривают для себя предпринимательство как полноценную альтернативу корпоративной карьере, а это значит, что налицо происходящие изменения в образе предпринимателя - его роль видится значимой и престижной. Цель Сбербанка – обеспечить как можно большее число инициативных ребят необходимыми знаниями и инструментами для того, чтобы они не боялись сделать свой первый шаг в открытии собственного технологического бизнеса».
Опрос проходил с 20 января по 20 февраля 2023 года в онлайн-формате, в нем приняли участие 1226 респондентов, из них 38% – младше 18 лет, еще 39% – в возрасте от 18 до 24 лет, остальные 23% – в возрасте 25 лет и старше. Вопросы предполагали множественный выбор ответов.